Проблемная ситуация: Организация приобрела светофорный
объект, который регулирует автомобильное движение непосредственно перед въездом
на территорию организации. Основной вид деятельности организации - сдача в
аренду принадлежащих ей капитальных строений, офисных и складских помещений,
расположенных на территории организации. Арендаторами в числе прочих являются
транспортные организации, занимающиеся оптовой торговлей строительными
материалами, оборудованием, продуктами питания, для транспортировки которых
используются большегрузные автомобили. Наличие светофорного объекта обеспечило
безаварийный въезд, выезд грузового и легкового транспорта на территорию
организации, что увеличило число арендаторов. Вправе ли организация учесть в
составе расходов для целей налога на прибыль затраты по приобретению и
обслуживанию светофорного объекта?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2009 г. N 03-03-06/1/536
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
расходов по приобретению и обслуживанию светофорного объекта в целях
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которых установлен НК РФ.
Согласно позиции ВАС РФ, отраженной в
Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности
получения налогоплательщиком налоговой выгоды", налоговая выгода может
быть признана необоснованной, в частности, в случаях
если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их
действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные
разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена
налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или
иной экономической деятельности.
Одновременно сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и
индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.08.2009