Проблемная ситуация: В соответствии с п. 1 ст. 284
Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка налога на прибыль
законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий
налогоплательщиков до 13,5%. На основании п. 4 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ начисляемые и уплачиваемые на территории автономного
округа федеральные налоги, подлежащие зачислению в региональные бюджеты
(включая 100% налога на прибыль организаций), являются доходными источниками
областного бюджета. В результате понижение законами субъектов РФ (в частности,
Ненецкого автономного округа) ставок по налогу на прибыль приводит к
образованию выпадающих доходов другого субъекта РФ - области (в частности,
Архангельской), в состав которой входит соответствующий округ. Может ли ставка
по налогу на прибыль организаций быть понижена законом соответствующего
субъекта РФ, в частности Ненецкого автономного округа, входящего в состав
Архангельской области? Или ставка по налогу на прибыль организаций для
налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории округа (в
частности, Ненецкого автономного округа), может быть понижена законами другого
субъекта РФ (в частности, Архангельской области), в состав
которого входит соответствующий округ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2009 г. N 03-03-06/4/67
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной политики и
методологии, Департаментом межбюджетных отношений рассмотрел письмо о
применении льготных ставок налога на прибыль и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговая ставка налога на прибыль организаций,
подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами
субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий
налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5
процента.
Таким образом, налоговая ставка по налогу
на прибыль организаций на территории субъекта Российской Федерации (Ненецкого
автономного округа) может быть понижена законами соответствующего субъекта
Российской Федерации (Ненецкого автономного округа). Следовательно, законами
Архангельской области не может быть понижена ставка по налогу на прибыль
организаций для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на
территории Ненецкого автономного округа.
В соответствии с ч.
2 п. 4 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от
федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными
налоговыми режимами, подлежат зачислению в бюджет края (области), если иное не
установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между
органами государственной власти края (области), в состав которого входит
автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа.
Согласно принципу
самостоятельности бюджетов, отраженному в ст. 31 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, недопустимо введение в действие в течение текущего финансового года
органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений
бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о
налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к
увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, без внесения изменений
в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов.
Учитывая
изложенное, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций на территории Ненецкого
автономного округа может быть понижена законами Ненецкого автономного округа в
течение текущего финансового года, только если в закон о бюджете Архангельской
области одновременно будут внесены изменения, предусматривающие привлечение
дополнительных доходов или источников финансирования дефицита бюджета либо
сокращение расходов бюджета в размере выпадающих доходов бюджета Архангельской
области, обусловленных таким решением
органов государственной власти Ненецкого автономного округа.
При этом бюджетное законодательство
Российской Федерации не предусматривает для таких ситуаций заключение между
областью и входящим в ее состав автономным округом договоров о компенсации
выпадающих доходов бюджета области путем предоставления межбюджетных
трансфертов. В то же время договоры между областью и
автономным округом, упомянутые в п. 4 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и п. 1 ст. 26.17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", могут
регулировать зачисление налоговых доходов в бюджеты соответствующих субъектов
Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.08.2009