Проблемная ситуация: Земельные участки, занимаемые
частными домовладениями на территории муниципального образования, сформированы
до 1918 г. По ним нет актов о выделении участков, подтверждающих переход прав
на недвижимость. Являются ли владельцы домовладений, не имеющие
правоустанавливающих документов на землю, плательщиками земельного налога? На основании каких документов в этой ситуации определяются
налогоплательщики земельного налога?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 2009 г. N 03-05-04-02/60
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения
налогоплательщиков земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие
вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение,
переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином
государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию
прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие
государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих
прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского
кодекса). При этом в силу ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав
на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной
регистрации прав.
Таким образом, основанием для уплаты
земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего
документа на земельный участок.
Одновременно
отмечаем, что на основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N
141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также
о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные
участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании
государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права
на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с
законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на
основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного
самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их
издания, о предоставлении земельных участков.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.08.2009