Проблемная ситуация: Организация получила из
федерального бюджета субсидии в рамках договоров о предоставлении субсидий.
Относятся ли указанные субсидии к целевым поступлениям в целях исчисления
налога на прибыль? В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль учитываются
полученные субсидии и расходы, произведенные за счет полученных средств?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев запрос, сообщает следующее.
При определении объекта налогообложения
налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров
(работ, услуг), реализации имущественных прав, определяемые в соответствии со
ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких
доходов является исчерпывающим.
В соответствии с п. 2 указанной статьи НК
РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не
учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений
из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо
одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую
из бюджета;
2) полученные средства должны носить
целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета
установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Перечень организационно-правовых форм
юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета,
поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не
поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из
бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии
юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с
производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То
есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, полученные коммерческими
организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст.
251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по
налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того
обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии,
учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на
прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному
налогообложению получаемых субсидий.
Субсидии, полученные организациями на
возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением
работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных
средств организация не обязана отчитываться.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.08.2009