Проблемная ситуация: Банк заключает сделки
купли-продажи иностранной валюты, купли-продажи ценных бумаг за иностранную
валюту, условиями которых предусмотрена поставка предмета сделки на дату,
отличную от даты их заключения. В учетной политике банка для целей исчисления
налога на прибыль данные сделки квалифицируются как сделки на поставку
базисного актива (предмета сделки) с отсрочкой исполнения, в связи
с чем порядок налогового учета по срочным сделкам банк не применяет. По
условиям договоров требования (обязательства) на поставку базисного актива и
обязательства (требования) по его оплате возникают исключительно на дату
поставки базисного актива, определенную в договоре. В связи с этим банк не
включает в налоговую базу по налогу на прибыль доходы (расходы) в виде положительной
(отрицательной) курсовой разницы, возникающие от переоценки указанных
требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, на
конец отчетного (налогового) периода (до даты исполнения сделки). Результат по
сделкам купли-продажи базисного актива включается банком в налоговую базу на
дату исполнения сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.
Правомерна ли позиция банка?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/160
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения сделок
с отсрочкой исполнения и сообщает следующее.
В целях гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под финансовыми
инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются
соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и
обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные,
форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не
предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок
взаиморасчетов сторон сделки в будущем
в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного
актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо
порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.
При этом п. 2 ст. 301 НК РФ определено,
что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее
операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку
предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок,
предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций
хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок
должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей
налогообложения.
В отношении сделок, квалифицируемых
налогоплательщиком в качестве сделок на поставку предмета сделки с отсрочкой
исполнения, применяется общий порядок определения налоговой базы по налогу на
прибыль организаций, установленный гл. 25 НК РФ.
В соответствии с п.
11 ст. 250, а также пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ для
целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных доходов
(расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки имущества в виде валютных
ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и
требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в
том числе по валютным счетам в банках,
проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю
Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами ст.
ст. 250 и 265 НК РФ для целей налогообложения прибыли текущей переоценке
подлежат имущество и требования (обязательства), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, учитываемые на балансе налогоплательщика.
Учитывая изложенное,
при заключении договора на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, не
предусматривающего предварительную оплату товара или иного предмета сделки,
требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, до
момента поставки (оплаты) предмета сделки не возникает.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.08.2009