Проблемная ситуация: ТСЖ заключает договоры с
поставщиками коммунальных услуг и услуг по текущему содержанию дома (дворник,
электрик, консьерж, сантехник, бухгалтер). Денежные средства от жильцов
поступают в кассу ТСЖ, затем в банк на расчетный счет и поставщикам услуг. Из
кассы средства выдаются на зарплату сотрудникам и подотчетным лицам на
хозяйственные расходы (канцтовары, инвентарь, бензин). Каков порядок
определения налоговой базы при применении ТСЖ УСН?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2009 г. N 03-11-06/2/164
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при
применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом
собственников жилья от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание
и ремонт общего имущества многоквартирного дома, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 135 Жилищного
кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ)
признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в
многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого
имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса,
владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения
общим имуществом в многоквартирном доме.
Средства ТСЖ состоят, в частности, из
обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией
упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от
реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.
При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не
учитываются.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности
относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы,
паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на
формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества,
которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу,
садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному
кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их
членами.
Таким образом, товарищество собственников
жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении
налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые
взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение
ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся
товариществу собственников жилья его членами.
Что касается других обязательных
платежей, поступающих в ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от
реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как
собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных
прав.
Выручка от
реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за
реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в
денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, суммы платежей собственников
жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны
учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В том случае, если
ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в
виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату
коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз
мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимает к
вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим
организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).
При этом обращаем внимание, что согласно
Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005
N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке
конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.08.2009