Проблемная ситуация: Организация в рамках региональной
программы по проведению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на
рынке труда в 2009 г. по договору об организации проведения оплачиваемых
общественных работ выполняет работы по благоустройству территорий, ремонту
помещений. При этом организация создает и предоставляет дополнительные рабочие
места, заключая с работниками срочные трудовые договора на период их участия в
работах, и оплачивает указанные работы. Расходы организации на оплату труда
таких работников возмещаются за счет бюджетных средств. Облагаются ли НДС
вышеуказанные работы? Являются ли в целях налога на прибыль средства,
получаемые организацией в возмещение расходов на оплату труда работников,
привлекаемых для общественных работ, полученными налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2009 г. N 03-07-11/215
В связи с письмом по вопросам применения
налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при выполнении
работ по благоустройству территорий, ремонту помещений, оформлению архивных дел
по договору об организации проведения оплачиваемых общественных работ,
оплачиваемых за счет бюджетных средств, Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации работ на
территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость. Поэтому вышеуказанные работы подлежат налогообложению
налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Что касается налога на прибыль
организаций, то в соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 Кодекса
российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций,
объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная
налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и
произведенными расходами, в соответствии с нормами гл. 25 Кодекса.
Перечень средств, признаваемых средствами
целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях
налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п.
2 ст. 251 Кодекса.
Так, согласно пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий
автономным учреждениям.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетное учреждение -
государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения
функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг
физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным)
заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе
бюджетной сметы.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251
Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также
не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые
поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических
лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Понятие получателя
бюджетных средств определено ст. 6 Бюджетного кодекса, согласно которой
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) -
это орган государственной власти (государственный орган), орган управления
государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган
местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на
принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета, если иное не
установлено Бюджетным кодексом.
Доходы, не соответствующие перечню
средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым
в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке,
установленном гл. 25 Кодекса.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
01.09.2009