Проблемная ситуация: Налогоплательщик, переведенный на
уплату ЕНВД, занимается розничной продажей продуктов питания. Вправе ли
предприниматель осуществлять также реализацию алкогольной продукции и если да,
то обязан ли он при этом применять ККТ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2009 г. N 03-01-15/9-435
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники при применении системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает.
В соответствии с п.
2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" организации и
индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под
действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской
деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при
условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека,
квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения
вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный
закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ не содержит.
Пунктом 2 ст.
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности может применяться по решениям представительных органов
муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных)
органов государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской
деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в
Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 5 ст.
16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в
городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта
более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей
стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50
квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и
денег, контрольно-кассовую технику.
Определение порядка лицензирования и
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами
Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа
алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа
в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
Нарушение данных норм при осуществлении
розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16
"Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции" Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по
делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех
тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или
без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с
конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.09.2009