Проблемная ситуация: Муниципальному унитарному
предприятию (МУП) жилищно-коммунального комплекса из бюджета поселения выделена
субсидия для расчетов за потребленные ресурсы теплоснабжающей организации
(ООО), учрежденной предприятием. Также в соответствии с договором о целевом
бюджетном финансировании МУП выделены средства на погашение задолженности по
договору уступки права требования, согласно которому поставщик газа передал МУП
права требования к ООО. Облагаются ли у МУП данные суммы налогом на прибыль? Возможно ли применить пп. 11 п. 1
ст. 251 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/73
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли средств, получаемых организациями из бюджета, и
сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. ст. 246
и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские
организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения
по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, которая
определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами,
определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса.
Исчерпывающий перечень средств,
признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не
учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп.
14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса.
Так, согласно пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий
автономным учреждениям.
Понятие бюджетного учреждения дано в ст.
6 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с
положениями п. 2 ст. 251 Кодекса с учетом изменений, внесенных с 1 января 2008
г. Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые
поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления
на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности,
поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и
использованные указанными получателями по назначению.
Согласно ст. 6
Бюджетного кодекса с 1 января 2008 г. получателями бюджетных средств могут
являться органы государственной власти (государственные органы), органы
управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления,
органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на
принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в
порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Таким образом, субсидии, полученные
организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78
Бюджетного кодекса, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в
связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг
учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Бюджетные
ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства государственной собственности Российской Федерации,
государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной
собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных
(муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных
предприятий, полученные организациями в порядке, предусмотренном ст. 79
Бюджетного кодекса, влекут соответствующие увеличения уставного фонда (основных
средств) государственного (муниципального) унитарного предприятия и с учетом пп. 3 и 26 п. 1 ст. 251 Кодекса при
формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
По вопросу применимости пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса к операциям передачи бюджетных
средств унитарному предприятию сообщаем, что нормы, предусмотренные данным
подпунктом ст. 251 Кодекса, распространяются на операции безвозмездной передачи
имущества в установленных Кодексом случаях, когда передающая и принимающая
стороны являются организациями.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.09.2009