Проблемная ситуация: О правомерности в целях
применения пониженной ставки ЕСН, предусмотренной для налогоплательщиков -
сельскохозяйственных товаропроизводителей, рассмотрения положений п. 2 ст.
346.2 НК РФ на предмет содержащегося в нем определения
сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 2009 г. N 03-04-06-02/66
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения организации,
занимающейся выловом и реализацией рыбы, к сельскохозяйственным
товаропроизводителям с целью применения пониженных ставок единого социального
налога и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии со ст. 241 гл. 24 Кодекса
для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих
критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 Кодекса, применяются пониженные ставки
единого социального налога.
Согласно п. 2 ст.
346.2 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2008 г.) сельскохозяйственными
товаропроизводителями признавались организации и индивидуальные
предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее
первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных
основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем
доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных
предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию
ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья
собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые
(торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие),
признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О
сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов,
включая продукцию первичной переработки, произведенную
данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства
членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов
данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг) не менее 70 процентов.
К сельскохозяйственным
товаропроизводителям относились также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в
которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее
половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые
эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые
суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими
рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов
составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой
ими продукции.
Таким образом, по нашему мнению, если
организация, осуществляющая вылов рыбы, соответствовала критериям, указанным в абз. 2 п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действовавшей в
2008 г.), то она могла быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем
в целях применения гл. 24 Кодекса.
Согласно п. 2 ст.
346.2 Кодекса (в редакции, действующей с 2009 г.) сельскохозяйственными
товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели,
производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и
последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных
средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей
доля дохода от реализации произведенной
ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки,
произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства,
составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские
кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие,
садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в
соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О
сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных
кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную
данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства
членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов
данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг) не менее 70 процентов.
Что касается применения пониженных ставок
единого социального налога в 2009 г., то, учитывая положения п. 2 ст. 346.2
Кодекса (в редакции, действующей с 2009 г.), организации, занимающиеся выловом
рыбы, не относятся с текущего года к сельскохозяйственным товаропроизводителям
в целях гл. 24 Кодекса.
Вместе с тем обращаем внимание, что
понятие сельскохозяйственной продукции для целей применения гл. 26.1 Кодекса (в
том числе и для целей применения п. 2 ст. 346.2 Кодекса) дано в п. 3 ст. 346.2
Кодекса, согласно которому к сельскохозяйственной продукции относятся
в том числе уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из
водных биологических ресурсов, которые указаны в п. п. 4 и 5
ст. 333.3 Кодекса, а также уловы водных биологических ресурсов, добытых
(выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской
Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в
области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная
произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических
ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны
Российской Федерации в соответствии с международными договорами
Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических
ресурсов.
Учитывая
изложенное, а также п. 7 ст. 3 Кодекса, в соответствии с которым все
неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что при
решении поставленного вопроса о применении пониженной ставки единого
социального налога, предусмотренной п. 1 ст. 241 Кодекса для налогоплательщиков
- сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нашему мнению, следует
руководствоваться положениями п. 2 ст. 346.2
Кодекса, рассматривая содержащееся в нем определение сельскохозяйственного
товаропроизводителя с учетом п. 3 указанной статьи.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
07.09.2009