Проблемная ситуация: В соответствии с п. 1 ст. 322 НК
РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009, на 01.01.2002 организация выделила
в отдельную амортизационную группу основные средства (ОС), фактический срок
использования которых был больше, чем срок полезного использования,
установленный ст. 258 НК РФ. Списание остаточной стоимости производилось
равномерно в течение семи лет. На 01.01.2009 остаточная стоимость данных ОС
равна нулю. В январе 2009 г. произведена модернизация ОС, включенного в эту
амортизационную группу, при этом его срок полезного использования не
увеличился. Каков порядок начисления амортизации по указанному
ОС в целях налога на прибыль? Применяется ли амортизационная премия?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/76
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке начисления
амортизации в отношении модернизированных основных средств, которые по
состоянию на 1 января 2002 г. были выделены в отдельную амортизационную группу,
и сообщает следующее.
На основании п. 1
ст. 322 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции,
действовавшей до 1 января 2009 г., амортизируемые основные средства,
фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше,
чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств,
установленный в соответствии с требованиями ст. 258 Кодекса, на 1 января 2002
г. выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого
имущества в оценке по остаточной стоимости,
которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно
в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее
семи лет с даты вступления в силу гл. 25 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 257 Кодекса
первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки,
дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения,
частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Указанное положение ст. 257 Кодекса
применяется также и в отношении основных средств, стоимость которых была
полностью списана в налоговом учете через начисление амортизации. В случае
модернизации таких основных средств сумма расходов на модернизацию сформирует
их остаточную стоимость.
Согласно положениям
абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса налогоплательщик имеет
право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на
капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в
отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным
группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных
средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к
третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического
перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых
определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.
Учитывая
изложенное, считаем, что в отношении имущества, выделенного в отдельную
амортизационную группу по состоянию на 1 января 2002 г., после произведенной в
январе 2009 г. модернизации следует продолжать начисление амортизации до
полного списания его стоимости в налоговом учете в соответствии с установленным
на 1 января 2002 г. порядком амортизации данного имущества (исходя из
ежемесячно начисляемых по такому имуществу сумм амортизации).
Организация также имеет право
единовременно включить в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу
на прибыль, сумму, не превышающую 10 процентов от расходов, которые понесены в
результате модернизации данного основного средства. Сумму в размере не более 30
процентов расходов на модернизацию включить в состав расходов в данном случае
нельзя, поскольку амортизационная премия в размере 30 процентов предусмотрена
только для основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным
группам.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.09.2009