Проблемная ситуация: О применении норм пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по
налогу на прибыль при получении налогоплательщиком имущества, полученного в
рамках целевого финансирования в виде средств сборов
за аэронавигационное обслуживание.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 сентября 2009 г. N ММ-19-3/145
Федеральная налоговая служба в связи с
запросом сообщает следующее.
В запросе затронут вопрос о применении
положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) - пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Положением о Министерстве финансов
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 329, установлено, что Минфин России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой
сфере.
Кроме того, ст. 34.2 Кодекса установлено,
что Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам
сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
В силу норм п. 3 ст. 30 Кодекса налоговые
органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению
о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России бесплатно информирует (в
том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и
сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности
и разъясняет порядок их заполнения.
На основании вышеизложенного у ФНС России
отсутствуют полномочия по разъяснению норм законодательства о налогах и сборах.
Одновременно ФНС России сообщает
следующее.
Перечень доходов, не учитываемых в целях
налогообложения прибыли, регламентируется ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком
в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами.
В соответствии с абз.
15 пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов
налогоплательщика не учитываются средства целевого финансирования в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов
воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, взимаемых в
порядке, установленном уполномоченным органом в области использования
воздушного пространства.
Сборы за аэронавигационное обслуживание
взимаются организациями, предоставляющими услуги по аэронавигационному
обслуживанию полетов воздушных судов (п. 1.4 Порядка взимания аэронавигационных
сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства
Российской Федерации, утвержденного Приказом Росаэронавигации
от 27.11.2007 N 118).
Таким образом, в смысле норм пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса в качестве источника целевого
финансирования в виде средств, полученных от взимания сборов за
аэронавигационное обслуживание, выступают пользователи воздушного пространства
Российской Федерации - плательщики сборов, которые уплачивают эти сборы в
размерах, установленных Федеральной службой по тарифам.
Однако плательщики сборов не
устанавливают назначение средств, полученных за аэронавигационное обслуживание,
и не определяют порядок их использования. Федеральный закон
по данному предмету также отсутствует.
Кроме того, Положением о Единой системе
организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система),
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N
605, установлено, что финансирование содержания и развития Единой системы
осуществляется, в том числе, за счет средств, уплачиваемых пользователями за
аэронавигационное обслуживание.
Вместе с тем порядок расходования
указанных средств вышеназванным Постановлением Правительства Российской
Федерации не установлен.
М.П.МОКРЕЦОВ
08.09.2009