Проблемная ситуация: Банк имеет вступившее в законную
силу решение суда, по которому присуждены подлежащие взысканию в пользу банка
суммы основного долга, процентов, пеней и штрафов по кредитному договору, не
погашенному в установленный срок. Банком получены акты судебного
пристава-исполнителя о невозможности взыскания имущества у залогодателя и
поручителя и постановления об окончании исполнительного производства. Может ли
банк в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ признать суммы присужденных процентов,
пеней и штрафов по кредитному договору безнадежным долгом и включить их в
состав расходов в целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/165
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке списания в
целях налогообложения прибыли организаций безнадежной задолженности
в виде присужденных судом штрафов и пеней по кредитам и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового
кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком,
по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по
которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного
органа или ликвидации организации.
Таким образом, Кодексом предусмотрен
исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская
задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей
налогообложения прибыли.
К таким основаниям относятся:
- истечение установленного срока исковой
давности;
- невозможность исполнения в соответствии
с гражданским законодательством;
- невозможность исполнения на основании
акта государственного органа;
- ликвидация организации-должника.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной
службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные
подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской
Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N
229-ФЗ) в случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть
обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые
законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными,
исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным
приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
При этом судебный пристав-исполнитель
выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении
взыскателю исполнительного документа.
Таким образом,
учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ,
свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также
правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Определении от
07.03.2008 N 2727/08, дебиторская задолженность в виде присужденных судом
штрафов и пеней по кредиту, в отношении которой судебным приставом-исполнителем
вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Федерального закона N
229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и подлежит
списанию в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.09.2009