Проблемная ситуация: Вправе ли налогоплательщик ЕНВД
осуществлять денежные расчеты с применением ККТ, но без блока фискальной
памяти? Имеет ли право налогоплательщик, осуществляющий денежные расчеты при
розничной торговле алкогольной продукцией с содержанием спирта более 15% объема
готовой продукции, осуществлять денежные расчеты без применения ККТ, а также с
применением ККТ, но без блока фискальной памяти?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2009 г. N 03-01-15/9-451
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники и сообщает.
В соответствии с п.
2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" организации и
индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под
действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской
деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при
условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека,
квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения
вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный
закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ не содержит.
Пунктом 2 ст.
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности может применяться по решениям представительных органов
муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных)
органов государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской
деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в
Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 5 ст.
16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в
городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта
более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей
стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50
квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и
денег, контрольно-кассовую технику.
Определение порядка лицензирования и
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами
Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа
алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная
продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
Нарушение данных норм при осуществлении
розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях: "нарушение иных
правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
(Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N
А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей
с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией
алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии со
ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли
либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы
либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве
индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных федеральным
законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию
покупателя (клиента) в случае,
предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или
другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу), влечет административную ответственность.
При этом надлежит принимать во внимание,
что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в
частности, является:
использование контрольно-кассовой машины,
не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации
установлена ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
использование контрольно-кассовой машины,
не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
использование контрольно-кассовой машины
без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном
режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее
требование установлено ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
использование контрольно-кассовой машины,
у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о
возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине
пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ является обязательным условием допуска
контрольно-кассовой машины к применению).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.09.2009