Проблемная ситуация: Организация предоставляет
физлицам услуги по проживанию в пансионате. При реконструкции пансионата была
снесена часть зданий и сооружений. Каков порядок учета расходов, связанных со
сносом недоамортизированных зданий и сооружений, при
исчислении налога на имущество организаций и налога на прибыль? Учитываются ли
указанные расходы в первоначальной стоимости строительства новых объектов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 сентября 2009 г. N 03-05-05-01/55
Департамент налоговой
и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии
с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45, в Министерстве
финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных
правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных
ситуаций.
Вместе с тем
обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на
имущество организаций для российских организаций признается движимое и
недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение,
пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на
балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных
средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об
утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N
26н "Об утверждений Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении
Методических указаний по бухгалтерскому
учету основных средств".
Согласно Положению по бухгалтерскому
учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания
объектов основных средств с бухгалтерского учета
подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и
расходов и не включаются в первоначальную стоимость строительства новых
объектов.
В соответствии с пп.
8 п. 1 ст. 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходы на
ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного
использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов
застройщика (заказчика), не связанных с производством и реализацией.
В соответствии с пп.
3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления внереализационных расходов
признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием
для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Иначе говоря, датой учета затрат может быть дата подписания акта выполненных
работ.
Таким образом, при списании (ликвидации)
не полностью самортизированного имущества у
застройщика (заказчика) в налоговом учете образуются не убытки, а
внереализационные расходы, которые учитываются при определении налоговой базы
по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией
акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.
При этом согласно п. 13 ст. 250 Кодекса в
составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости
полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при
ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
Таким образом, расходы, связанные с
ликвидацией (сносом) недоамортизированных зданий и
сооружений, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций
застройщиком (заказчиком) во внереализационных расходах и не включаются в
первоначальную стоимость строительства новых объектов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.09.2009