Проблемная ситуация: О правомерности издания и
применения Письма ФНС России от 15.07.2009 N ШТ-22-2/568@ о сроке действия
документа, подтверждающего обеспечение исполнения обязательства об
использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 сентября 2009 г. N ШТ-20-2/1339
Федеральная
налоговая служба рассмотрела обращение Федеральной службы по регулированию
алкогольного рынка по вопросу правомерности издания Письма ФНС России от
15.07.2009 N ШТ-22-2/568@ о сроке действия документа, подтверждающего
обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных
специальных марок в соответствии с их назначением, представленное Письмом
Министерства финансов Российской Федерации, и сообщает следующее.
Пунктом 2 ст. 12
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон) для приобретения
федеральных специальных марок организация должна представить документы,
предусмотренные указанным пунктом Федерального закона, в число которых входят
обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их
назначением и документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого
обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского
кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим
образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных
правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с
обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 38
Административного регламента по исполнению государственной функции по выдаче
федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции,
производимой на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2008 N 50н (далее -
Административный регламент), срок исполнения обязательства не должен превышать
срока действия лицензии, выданной организации, а также не должен совпадать или
быть больше срока действия документа, подтверждающего обеспечение этого обязательства.
Пунктом 65 Административного регламента
определено, что в случае неисполнения заявителем обязательства в срок,
указанный в этом обязательстве, налоговый орган направляет организации требование об уплате денежных средств исходя из суммы
обеспечения и кратной количеству марок, по которому это обязательство не
исполнено. Требование об уплате денежных средств направляется организации не
позже тридцати календарных дней со дня истечения срока, указанного в
обязательстве.
В случае отказа организации от
удовлетворения требования об уплате денежных средств налоговый орган вправе
предъявить требование в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации в зависимости от способа обеспечения обязательства.
При этом нормами действующего
законодательства Российской Федерации не установлен минимальный срок действия
документа, подтверждающего обеспечение исполнения обязательства после окончания
срока действия этого обязательства.
Кроме того, в соответствии с п. 66
Административного регламента неперечисление
организацией в федеральный бюджет суммы по требованию налогового органа об
уплате денежных средств, ввиду неисполнения обязательства, не является
основанием для отказа в выдаче марок.
Таким образом, в случае неисполнения
организацией обязательства налоговый орган несет риск отсутствия возможности
предъявления гаранту требования об уплате денежных средств, исходя из суммы
обеспечения обязательства, кратной количеству марок, по которому это
обязательство не исполнено.
Вместе с тем п. 1
Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении
Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Положение), определено,
что ФНС России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной и табачной продукции.
Согласно пп. 6
п. 6 Положения ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере
деятельности имеет право в том числе применять
предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные
на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением
юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере
деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской
Федерации.
С целью
единообразного применения положений Административного регламента ФНС России
Письмом от 15.07.2009 N ШТ-22-2/568@ поручено управлениям Федеральной налоговой
службы по субъектам Российской Федерации принимать документ, подтверждающий
обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных
специальных марок в соответствии с их назначением, со сроком действия,
превышающим срок действия самого обязательства не менее чем на три месяца.
С учетом изложенного Письмо ФНС России от
15.07.2009 N ШТ-22-2/568@ регламентирует действия территориальных налоговых
органов в части контроля за полнотой и своевременностью внесения денежных средств в бюджет, в случае неисполнения организациями
обязательств об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в
соответствии с их назначением.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
11.09.2009