Проблемная ситуация: Организация, в соответствии с
заключаемыми трудовыми договорами с работниками, оплачивает пособие по
временной нетрудоспособности в размере, превышающем максимально установленный
размер пособия, выплачиваемого из средств ФСС РФ. При этом такая доплата не
превышает средний заработок работника, рассчитанный в соответствии с
законодательством для расчета пособия по временной нетрудоспособности. В
соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ ст. 24 Федерального закона от
24.07.2009 N 213-ФЗ, п. 15 ст. 255 НК РФ признан утратившим силу. В связи с
этим вправе ли организация с 01.01.2010 учитывать в расходах
по налогу на прибыль доплату работникам до фактического заработка при временной
утрате трудоспособности в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/169
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде
сумм доплаты работникам до фактического заработка при временной утрате
трудоспособности и сообщает следующее.
В соответствии с
положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления
работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и
надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями
труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии со ст. 183 Трудового
кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и
условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Так, ст. 8
Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов" (далее - Закон N 216-ФЗ) установлено, что максимальный размер
пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или
профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2010 г. 20 030 руб.
Однако размер фактически выплачиваемого
работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно
трудовым и (или) коллективным договорам, может превышать указанные суммы.
Статьей 24 Федерального закона от
24.07.2009 N 213-ФЗ п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим
силу.
Таким образом, в
случае если размер фактически выплачиваемого работодателем в 2010 г. пособия по
временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или)
коллективному договору, превышает сумму, установленную Законом N 216-ФЗ на 2010
г., налогоплательщик имеет право учесть сумму превышения фактически
выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического
(среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной
нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255
Кодекса, т.е. как другие виды расходов, произведенных в пользу работника,
предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Учитывая изложенное, отнесение работодателем
сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли возможно только в случае, если такие доплаты
предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами (контрактами) согласно
ст. 255 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.09.2009