Проблемная ситуация: Организация на
основании заключения межрегионального управления по технологическому и
экологическому надзору и согласно Инструкции Госгортехнадзора России от
22.05.2002 N 22 "О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования
их устьев и стволов" ликвидировала две свои поисковые скважины в связи с
расположением одной из них в водоохранной зоне рек и
консервацией другой на срок более 10 лет. Правомерно ли учесть в целях
исчисления налога на прибыль расходы на строительство и ликвидацию данных скважин?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/581
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в
целях налогообложения прибыли расходов на строительство и ликвидацию поисковых
скважин и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходах для целей
налогообложения прибыли учитываются экономически оправданные и документально
подтвержденные затраты, произведенные (осуществленные) налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
На основании п. 1 ст. 261 Кодекса
расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика
на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ
подготовительного характера.
К расходам на освоение природных
ресурсов, в частности, относятся:
расходы на поиски и
оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку
полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на
участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями
или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение
необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в
государственных органах;
расходы на
подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в
соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр
и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство
временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных
ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих
сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных
ископаемых и отходов;
расходы на возмещение комплексного
ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе
строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за
снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим
расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями)
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами
местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных
малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
В п. 2 ст. 261 Кодекса указано, что
расходы на освоение природных ресурсов подлежат включению в состав прочих
расходов в соответствии с гл. 25 Кодекса, если источником их финансирования не
являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные
в п. 1 ст. 261 Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса.
Расходы, предусмотренные в абз. 3 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов
равномерно в течение 12 месяцев.
Расходы, предусмотренные в абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав
расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.
Порядок ликвидации скважин определен
Инструкцией Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22 "О порядке
ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов" (далее
- Инструкция).
Согласно п. 2.1.4
Инструкции к скважинам, подлежащим ликвидации, в частности, относятся скважины,
законсервированные в ожидании организации добычи, если срок консервации
составляет 10 и более лет и в ближайшие 5 лет не предусмотрен их ввод в
эксплуатацию, или по данным контроля за техническим состоянием колонны и
цементного камня дальнейшая консервация нецелесообразна и скважины,
расположенные в санитарно-защитных зонах населенных пунктов, водоохранных зонах рек, водоемов,
запретных зонах, по обоснованным требованиям
уполномоченных органов.
Учитывая
изложенное, поскольку отраслевой Инструкцией установлен порядок ликвидации
скважин по технологическим, экологическим и другим причинам и данные расходы
соответствуют условиям п. 1 ст. 252 Кодекса, налогоплательщик может учитывать
расходы на строительство и ликвидацию таких поисковых скважин в соответствии с
положениями ст. 261 Кодекса, т.е. в течение 12 месяцев или пяти лет, в
зависимости от того, какие расходы были произведены.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.09.2009