Проблемная ситуация: О порядке учета в целях
исчисления налога на прибыль процентов, начисленных за пользование чужими
денежными средствами, и о неправомерности учета расходов организации по
возмещению упущенной выгоды в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу
на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/580
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в
целях налогообложения прибыли процентов, начисленных за пользование чужими
денежными средствами, и сообщает следующее.
На основании п. 1 ст. 269 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под долговыми обязательствами
понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады,
банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При отсутствии
долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же
квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная
величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы
по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному
соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1
раза, - при оформлении долгового
обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в
иностранной валюте (с 1 августа 2009 г. по 31 декабря 2009 г. - равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 2 раза,
- при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по
долговым обязательствам в иностранной валюте).
Подпунктом 13 п. 1
ст. 265 Кодекса установлено, что в состав внереализационных расходов, не
связанных с производством и реализацией, включаются, в частности, расходы в
виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения
суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за
нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение
причиненного ущерба.
По нашему мнению, в указанной статье под
расходами на возмещение причиненного ущерба подразумевается только возмещение
материального ущерба, возмещение упущенной выгоды к таким расходам не
относится, так как не соответствует критериям ст. 252 Кодекса.
Учитывая изложенное,
расходы организации по возмещению упущенной выгоды не могут быть учтены в
составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
В отношении процентов, начисленных за
пользование чужими денежными средствами, сообщаем следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса расходы в виде процентов по
долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по
ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным)
налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса (для
банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в
соответствии со ст. ст. 269 и 291 Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по
налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством
Российской Федерации, включаются в состав внереализационных расходов.
При этом расходом признаются проценты по
долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера
предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом
признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования
заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у
третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем)
в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
Таким образом, проценты, начисленные за
пользование чужими денежными средствами, для целей налогообложения прибыли
включаются в состав внереализационных расходов по основаниям, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса, с учетом положений ст. 269
Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
14.09.2009