Проблемная ситуация: Между организациями заключен
договор лизинга транспортного средства, предусматривающий переход права
собственности на него к лизингополучателю по окончании срока договора (три
года). По условиям договора лизинговый платеж - 2,4 млн
руб., балансовая стоимость имущества - 2,1 млн руб. По окончании срока договора
остаточная стоимость имущества равна нулю. Сторонами договора определена
выкупная стоимость имущества - 1,5 тыс. руб. При проведении налоговой проверки
лизингополучателя налоговым органом выкупная стоимость данного имущества
пересчитана и увеличена до размера расходов лизингодателя на его приобретение
(2,1 млн руб.), и, соответственно, лизингополучателю доначислен налог на прибыль за счет непринятия в расходы
затрат на создание амортизируемого имущества. При этом налоговым органом не был
привлечен независимый оценщик. Правомерно ли решение налогового органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/577
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов в
виде лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга и сообщает
следующее.
Расходы в виде лизинговых платежей (платы
за владение и пользование предметом лизинга) учитываются для целей
налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1
ст. 264 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального
закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"
договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в
собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его
истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
В этом случае в договоре лизинга
предусматривается выплата лизингодателю выкупной цены предмета лизинга,
определяемой на основании соглашения сторон. Для целей
налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета
лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю
являются расходами на приобретение амортизируемого имущества или расходами на
приобретение прочего имущества, не являющегося амортизируемым, в зависимости от
размера выкупной цены с учетом положений п. 1 ст. 256 Кодекса.
Порядок налогового контроля
за правильностью применения налогоплательщиками цен по сделкам, в том
числе по договорам лизинга, установлен ст. 40 Кодекса. Указанной статьей, в
частности, установлены основания и порядок проведения указанного контроля.
Одновременно сообщаем, что порядок
обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не
является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
14.09.2009