Проблемная ситуация: О порядке исчисления налога на
имущество физических лиц в отношении коммунальных квартир, переданных в общую
долевую собственность нескольких физических лиц.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2009 г. N 03-05-04-01/78
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке исчисления налога на
имущество физических лиц и сообщается следующее.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской
Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических
лиц" (далее - Закон) налогоплательщиками налога на имущество физических
лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом
налогообложения. При этом, если имущество,
признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности
нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества
признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В случае если имущество, признаваемое объектом
налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких
физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового
обязательства.
Таким образом, по общему правилу
обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого
собственника имущества.
Объектом налогообложения по налогу на
имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
В соответствии с п.
1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также принимая во внимание, что Законом не
предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на
имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена
инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения
(Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-О).
В связи с этим ставки налога на имущество
физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости
объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона (жилой дом, квартира, дача,
гараж, иные строения, помещения и сооружения).
Таким образом, сумма налога на имущество
физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности
или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна
исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта
налогообложения (например, квартиры) и налоговой ставки, соответствующей
инвентаризационной стоимости объекта.
На основании п. 2 ст. 5 Закона за
строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности
нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно
его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная
налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате
налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется
пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой
собственности.
Учитывая названные положения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфином России дано
разъяснение ФНС России о порядке исчисления и уплаты налога на имущество
физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или)
общей совместной собственности нескольких физических лиц (Письмо от 21.04.2008
N 03-05-04-02/19).
В отношении налогообложения комнат в
коммунальных квартирах следует отметить, что ст. 16 Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), введенного в действие с 1 марта
2005 г., определен перечень жилых помещений, к которым относятся дом, квартира,
комната.
В соответствии с Федеральным законом от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежит право
собственности на жилое помещение (в том числе на комнату в коммунальной
квартире), ограничения (обременения) прав на него, их возникновение, переход и
прекращение.
Таким образом, комната в коммунальной
квартире является самостоятельным объектом обложения по налогу на имущество
физических лиц.
Вместе с тем
Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации" не определены особенности
приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах, что способствовало
закреплению на региональном и местном уровнях различных способов приватизации
жилых помещений: приватизация коммунальных квартир в общую долевую
собственность (г. Санкт-Петербург, Владимирская область, Волгоградская область,
г. Муром, г. Кострома и др.) или приватизация комнат в коммунальных квартирах (г. Москва, Белгородская область, г.
Брянск и др.).
При этом приватизация коммунальных
квартир в общую долевую собственность не учитывает положения ст. 16 Жилищного
кодекса, определяющей комнату как самостоятельное
жилое помещение и, следовательно, самостоятельный объект гражданских прав.
Таким образом, нормативные правовые акты
отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
предусматривающие приватизацию коммунальных квартир в общую долевую
собственность, не соответствующие положениям Жилищного кодекса, не были приведены
в соответствие с нормами Жилищного кодекса.
Например, в г. Санкт-Петербурге
приватизация коммунальных квартир осуществляется на основании Распоряжения мэра
Санкт-Петербурга от 25.05.1994 N 539-р "О приватизации жилищного фонда в
Санкт-Петербурге" путем их передачи в общую долевую собственность. А в г.
Москве на основании Жилищного кодекса передача в собственность граждан жилых
помещений в порядке приватизации предусматривает переход права собственности на
комнату в коммунальной квартире на основании договора передачи комнаты
(Постановление Правительства Москвы от 12.07.2005 N 504-ПП).
Таким образом, в настоящее время в
Российской Федерации отсутствует единообразная практика приватизации жилых
помещений в коммунальных квартирах.
Согласно ст. 5 Закона сумма налога на
имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений,
полученных от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, и органов технической инвентаризации.
В связи с этим порядок исчисления налога
на имущество физических лиц непосредственно зависит от действующих на
определенной территории нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований о приватизации жилых помещений.
Так, если нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) о приватизации жилых
помещений были приведены в соответствие с Жилищным кодексом и в таком субъекте
Российской Федерации (муниципальном образовании) приватизация
коммунальных квартир осуществляется путем передачи в собственность комнат,
сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами исходя
из суммарной инвентаризационной стоимости комнаты и ставки налога,
соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости комнаты.
Если нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации (муниципальных образований) о приватизации жилых помещений
не были приведены в соответствие с Жилищным кодексом и в таком субъекте
Российской Федерации (муниципальном образовании) приватизация
коммунальных квартир осуществляется путем передачи жилых помещений в общую
долевую собственность, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется
налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости квартиры и
ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной
стоимости этой квартиры.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
16.09.2009