Проблемная ситуация: О применении льгот по налогу на
имущество и земельному налогу общественными организациями инвалидов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении льгот по
налогу на имущество организаций и земельному налогу общественными организациями
инвалидов и сообщает следующее.
В настоящее время в силу п. 3 ст. 381 и п.
5 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты
налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне
освобождены следующие организации инвалидов:
1) общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков,
используемых для осуществления их уставной деятельности;
2) организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты
труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков,
используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением
подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными
организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных
посреднических услуг);
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и
земельных участков, используемых ими для достижения образовательных,
культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных,
информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также
для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Таким образом, на федеральном уровне
Кодексом предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному
налогу лишь в отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.
При этом отмечаем, что согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении
от 23.12.1999 N 18-П, все общественные организации инвалидов вне зависимости от
территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные,
региональные, местные) имеют равные права на получение государственной
поддержки инвалидов и равны перед законом.
С учетом этой
правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу
общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус,
подтверждая право на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций
и земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса (в
частности, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).
В целом соглашаясь
с позицией судебных органов, считаем, что вопрос об освобождении общественных
организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также
организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты налога на
имущество организаций и земельного налога требует законодательного
урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. ст. 381 и 395
Кодекса.
При этом полагаем,
если представительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и представительными органами муниципальных образований не принималось
решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных
организаций инвалидов от уплаты соответственно налога на имущество организаций
и земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков
следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем
регионе.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
18.09.2009