Проблемная ситуация: О предоставлении имущественного
налогового вычета по НДФЛ в отношении сумм, израсходованных налогоплательщиком
на расширение жилого дома в случае реконструкции (дополнительной пристройки); о
совершенствовании законодательства в части предоставления льгот по земельному
налогу и налогу на имущество организаций для общественных организаций
инвалидов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/241
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в соответствии с письмом рассмотрел Перечень
вопросов и предложений, по которым наиболее часто обращаются граждане в части
внесения изменений в положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс), и сообщает следующее.
Пунктом 1 Перечня вопросов и предложений
предлагается распространить имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, на суммы, израсходованные
налогоплательщиком на расширение жилого дома в случае его реконструкции
(дополнительной пристройки).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера
налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного
налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо
приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты
или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в
сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций
Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство
либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры,
комнаты или доли (долей) в них.
При этом максимальный размер
имущественного налогового вычета начиная с 2008 г.
увеличен с 1 000 000 руб. до 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на
погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и
иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным на новое
строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома,
квартиры, комнаты или доли (долей) в них, которые учитываются в сумме
имущественного налогового вычета без ограничений.
В фактические
расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в
нем могут включаться: расходы на разработку проектно-сметной документации;
расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; расходы на
приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством; расходы,
связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не
оконченного строительством) и отделке; расходы на
подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и
канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и
канализации.
При этом принятие к вычету расходов на
достройку приобретенного дома возможно в том случае, если в договоре, на
основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение не
завершенного строительством жилого дома.
Федеральным законом
от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть
первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" внесены изменения в пп.
2 п. 1 ст. 220 Кодекса в части распространения имущественного налогового вычета до 2 000 000 руб. на новое
строительство либо приобретение жилья также на земельные участки для
индивидуального жилищного строительства. Данная норма вступит в силу с 1 января
2010 г.
Учитывая изложенное,
вносить дополнительные предложения в части налогового стимулирования граждан
при пристройке помещений к существующему жилью считаем нецелесообразным.
Пунктом 2 Перечня вопросов и предложений
предлагается внести изменения в п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса,
распространив льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу на
все общественные организации инвалидов, а не только на
общероссийские.
Согласно ст. ст. 14 и 15 Кодекса налог на
имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к
местным налогам.
В соответствии с гл. 30 "Налог на
имущество организаций" Кодекса налог на имущество организаций
устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в
действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с
момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Согласно гл. 31 "Земельный налог"
Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие
и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных
образований.
В настоящее время в силу п. 3 ст. 381 и
п. 5 ст. 395 Кодекса от уплаты налога на имущество организаций и земельного
налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:
1) общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков,
используемых для осуществления их уставной деятельности;
2) организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты
труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков,
используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных
товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными
организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных
посреднических услуг);
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и
земельных участков, используемых ими для достижения образовательных,
культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных,
информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также
для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 372 и
п. 2 ст. 387 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных
образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на
имущество организаций и земельному налогу и основания для их использования
налогоплательщиком.
Таким образом, в настоящее время на
федеральном уровне Кодексом предусмотрены льготы по налогу на имущество
организаций и земельному налогу лишь в отношении общероссийских общественных
организаций инвалидов.
В связи с этим отмечаем, что согласно
правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 23.12.1999 N 18-П, все общественные организации инвалидов вне
зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские,
межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение
государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.
С учетом этой
правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу
общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус,
подтверждая право на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций
и земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса (в
частности, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).
В целом соглашаясь с
позицией судебных органов, считаем, что рассматриваемый вопрос требует
законодательного урегулирования путем внесения изменений в ст. ст. 381 и 395
Кодекса.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.09.2009