Проблемная ситуация: О порядке исчисления ЕНВД в
случае приостановления предпринимательской деятельности, облагаемой указанным
налогом; об изменении количества физических показателей; о правомерности
представления "нулевой" декларации по ЕНВД в налоговые органы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2009 г. N 03-11-11/188
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в связи с поступающими запросами
о порядке исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности в случае приостановления предпринимательской деятельности,
облагаемой указанным налогом; об изменении количества физических показателей, а
также о правомерности представления "нулевой" декларации в налоговые
органы сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности (далее - единый налог) устанавливается Кодексом, вводится в
действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными
режимами налогообложения, предусмотренными законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов
предпринимательской деятельности, определенных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
Согласно ст. 346.28 Кодекса
налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог,
предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса
Российской Федерации определено, что предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке.
В соответствии с п.
3 ст. 346.28 Кодекса организации или индивидуальные предприниматели, которые
подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога,
подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления
предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом,
заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя
в качестве налогоплательщика единого налога.
Налоговый орган,
осуществивший постановку на учет организации или индивидуального
предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти
дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального
предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление
о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве
налогоплательщика единого налога.
Снятие с учета налогоплательщика единого
налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей
налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления,
поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Налоговый орган в
течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с
учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему
уведомление о снятии его с учета.
Таким образом, положениями п. 3 ст.
346.28 Кодекса установлены конкретные сроки подачи организацией или
индивидуальным предпринимателем в налоговый орган заявления о постановке и
снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога со дня начала и дня
прекращения предпринимательской деятельности.
Объектом налогообложения для применения
единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29
Кодекса), которым является потенциально возможный доход налогоплательщика
единого налога (ст. 346.27 Кодекса).
Налоговой базой для исчисления суммы
единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как
произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской
деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического
показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 Кодекса).
Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту
или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид
предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая
используется для расчета величины вмененного дохода (ст. 346.27 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщик
рассчитывает сумму единого налога исходя из вмененного, а не фактически
полученного дохода.
В соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 346.29 Кодекса
при определении величины базовой доходности представительные органы
муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные)
органы государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную
в п. 3 ст. 346.29 Кодекса, на корректирующий коэффициент К2,
учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности,
в частности, сезонность и режим работы.
Таким образом, фактический период времени
осуществления предпринимательской деятельности может быть учтен
налогоплательщиками, если используемая при исчислении единого налога базовая
доходность установлена с учетом корректирующего коэффициента К2, учитывающего такие особенности ведения деятельности, как
сезонность и режим работы. Глава 26.3 Кодекса не предусматривает права
налогоплательщика самостоятельно корректировать сумму исчисленного единого
налога на фактический период времени осуществления предпринимательской
деятельности в налоговом периоде.
В случае если в течение налогового
периода у налогоплательщика в ходе осуществления предпринимательской
деятельности, облагаемой единым налогом, произошло изменение величины
физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога
вправе учесть указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло
изменение величины физического показателя (п. 9 ст. 346.29 Кодекса).
Отсутствие в налоговом периоде физических
показателей, используемых для исчисления единого налога, означает прекращение
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и возникновение
обязанности снятия с учета в качестве налогоплательщика в установленном п. 3
ст. 346.28 Кодекса порядке.
До снятия с учета в качестве
налогоплательщика сумма единого налога исчисляется по соответствующему виду
предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и
базовой доходности в месяц.
Глава 26.3 Кодекса не предусматривает
представление "нулевых" деклараций по единому налогу.
В связи с изложенным просьба рассмотреть
на соответствие Кодексу Письмо Федеральной налоговой службы от 27.08.2009 N
ШС-22-3/669@ "О представлении "нулевых" налоговых деклараций по
единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Кроме того, необходимо формирование
правоприменительной практики привлечения к уплате налогов согласно
общеустановленной системе налогообложения организаций и индивидуальных
предпринимателей, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков единого
налога на вмененный доход, при отсутствии осуществления ими деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
22.09.2009