Проблемная ситуация: Организация заключила договор об
оказании услуг по присоединению к электрической сети. Согласно договору
исполнитель определяет условия присоединения электрических сетей и обеспечивает
возможность подключения к точке присоединения в пределах заявленной мощности
потребления. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль
учитывать расходы на присоединение к электрической сети в составе материальных
или прочих затрат? Что означает формулировка пп. 5 п.
1 ст. 254 НК РФ "расходы на производство и (или) приобретение
мощности" и имеет ли она отношение к расходам по присоединению мощности к
электрическим сетям?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/625
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета расходов по оплате услуг по присоединению к электрической сети и
сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций налогоплательщик - российская организация уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном
гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом ст. 252
Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные
затраты (за исключением указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для
целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической
обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется
налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок
проведения которого установлен Кодексом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с пп. 5 п. 1 ст. 254 Кодекса в составе материальных
расходов учитываются в том числе расходы на
приобретение мощности. При этом мощностью признается особый вид товара,
определяемый в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.09.2009