Проблемная ситуация: В соответствии с п. 7 ст. 9
Федерального закона N 224-ФЗ указано, что положения ст. 8 распространяются на
правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г. О каких правоотношениях идет
речь: правоотношения, возникшие между сторонами по кредитному договору,
договору займа, или правоотношения, возникшие между налогоплательщиком и
государством по уплате налогов? С какой даты вступает в действие п. 22 ст. 2
Федерального закона N 224-ФЗ, если сам Закон вступает в силу с 01.01.2009? На основании каких норм организация должна рассчитать
предельный размер процентов по долговым обязательствам в период с 01.09.2008 по
31.12.2008 при исчислении налога на прибыль в связи с приостановлением действия
абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ? Доходность иностранной
организации - учредителя доверительного управления (далее - учредитель)
складывается из совокупности нескольких видов доходов: покупка/продажа ценных
бумаг, процентные доходы, дивиденды. Учредитель выводит из управления только
часть полученных доходов (в денежной или натуральной форме). Как правильно
налоговому агенту (доверительному управляющему) исчислить и удержать налог на
прибыль в указанной ситуации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2009 г. N 03-03-06/1/642
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения Федерального
закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ и сообщает следующее.
Федеральным законом
от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть
первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в период приостановления
действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс):
- с 01.09.2008 по
31.07.2009 предельная величина процентов, признаваемых расходом (при отсутствии
долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же
квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика), равна
ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ
РФ), увеличенной в 1,5 раза (для рублевых обязательств), и 22% (для
обязательств в иностранной валюте);
- с 01.08.2009 по 31.12.2009 предельная
величина процентов, признаваемых расходом (при отсутствии долговых обязательств
перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых
условиях, а также по выбору налогоплательщика), равна ставке рефинансирования
ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (для рублевых обязательств), и 22% (для
обязательств в иностранной валюте).
Указанные положения Закона применяются к
обязательствам, в том числе оформленным до 01.09.2008.
При этом в данном случае под
правоотношениями понимаются правоотношения по начислению процентов, учитываемых
в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
Пункт 22 ст. 2 Федерального закона от
26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" утратил силу.
Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского
кодекса РФ по договору доверительного управления имуществом доверительный
управляющий получает от учредителя управления на определенный срок имущество в
доверительное управление и обязуется осуществлять управление этим имуществом в
интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
В соответствии со ст. 246 Кодекса
плательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и
(или) получающие доходы от источников в РФ.
Согласно ст. 247 Кодекса объектом
налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций признаются
доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со
ст. 309 Кодекса. Прибылью для иностранных организаций, не осуществляющих
деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признается
доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Статья 309 Кодекса устанавливает перечень
видов доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через
постоянное представительство в Российской Федерации, полученных от источников в
Российской Федерации, подлежащих обложению налогом, удерживаемым у источника
выплаты доходов.
На основании пп. 4 п. 2 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание суммы
налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся
налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, во
всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов,
которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются
налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения,
предусмотренного в п. 1 ст. 312 Кодекса.
В соответствии с п.
6 ст. 309 Кодекса если учредителем или выгодоприобретателем по договору
доверительного управления является иностранная организация, не имеющая
постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным
управляющим является российская организация либо иностранная организация,
осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской
Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в
рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.
Таким образом, российская организация
(доверительный управляющий) обязана удерживать соответствующие суммы налога на
прибыль при каждой выплате (перечислении) дохода, указанного в п. 1 ст. 309
Кодекса РФ, иностранной организации (учредителю доверительного управления), не
осуществляющей деятельности через постоянное представительство в РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.10.2009