Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2009, N 22
"Консультант", 2009, N 2
Проблемная ситуация: О периоде признания расходами для
целей налога на прибыль процентов по контролируемой задолженности.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2009 г. N 03-03-06/1/653
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета расходов для целей
налогообложения прибыли организаций в виде процентов сообщает следующее.
<...> в 2008 г. до апреля 2009 г.
организацией-заемщиком были получены по договору займа денежные средства. В
марте 2009 г. такая задолженность была приобретена другой организацией -
заимодавцем. С марта 2009 г. вышеуказанная задолженность признается контролируемой.
В соответствии с п. 2 ст. 285 Налогового
кодекса РФ (далее - НК РФ) отчетными периодами по налогу признаются I квартал,
полугодие и 9 месяцев календарного года.
Отчетными периодами для
налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из
фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так
далее до окончания календарного года.
Согласно п. 2 ст.
269 НК РФ, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную
задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо
или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала
(фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед
российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а
также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или)
непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или
иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской
организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной
организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной
организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций,
занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза)
превышает разницу между суммой активов и величиной
обязательств налогоплательщика - российской организации (далее в целях применения
настоящего пункта - собственный капитал) на последнее число отчетного
(налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих
включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ применяются
правила, установленные п. 2 ст. 269 НК РФ.
Пунктом 8 ст. 272
НК РФ установлено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным
долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых
приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ расход
признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на
конец соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора
(погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход
признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на
дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
Таким образом, в
случае если отчетными периодами по налогу на прибыль организаций для
организации признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, то
предельный размер процентов, определенный с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ
и правил, установленных п. 2 ст. 269 НК РФ, подлежит включению в состав
расходов на конец I квартала.
В случае если
отчетными периодами по налогу на прибыль организаций для организации признаются
месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года, то
предельный размер процентов, определенный с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ
и правил, установленных п. 2 ст. 269 НК РФ, подлежит включению в состав
расходов на конец третьего месяца (марта).
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
08.10.2009