Проблемная ситуация: С какого момента у юридических
лиц возникает обязанность по уплате земельного налога?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2009 г. N 03-05-05-02/62
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Следовательно, основанием для признания
организации налогоплательщиком земельного налога являются выданные в
установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и
т.п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются
непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие
основанием для регистрации прав на земельный участок.
В соответствии с п.
1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс) указанные права на земельный участок подлежат государственной
регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) является единственным
доказательством существования зарегистрированного права.
Плательщиком земельного налога является
лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного
(бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на
соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный
налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним
одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в
реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на
соответствующий земельный участок.
При этом п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса
установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации,
возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не
установлено законом.
Таким образом, если
права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента
их регистрации, то государственная регистрация этих прав носит правообразующий
характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее
государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не
с момента государственной регистрации (например, п. 5 ст. 16 Федерального
закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), государственная регистрация
носит правоподтверждающий характер.
Если право на земельный участок возникает
у организации в силу закона, то обязанность по уплате земельного налога у этой
организации возникает с момента возникновения такого права.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N
122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу
Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действенными и при
отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию
правообладателей.
При этом, как
следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",
государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на
землю и выданные до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют
равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Поэтому на
основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса плательщиком земельного налога
признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного)
пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок
удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве лица на данный
земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или
органом местного самоуправления.
На основании п. 4
ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки
налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании
государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права
на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу
Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют
равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных
органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках
их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в
месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных
участков.
Одновременно отмечаем, что при
рассмотрении поставленного в письме вопроса следует учитывать, в частности,
правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.10.2009