Проблемная ситуация: О предложении
исключить из расходов в целях исчисления налога на прибыль суммы выплат
менеджерам высшего звена; о приоритетных направлениях налоговой политики; об
изменении порядка амортизации имущества с 1 января 2009 г.; о поддержке и
внедрении инновационных и энергосберегающих технологий; об отборе
высокоэффективных технологий субъектами РФ или органами местного самоуправления
путем проведения конкурса.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2009 г. N 03-01-11/5-291
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Минэкономразвития России и Минрегионом России рассмотрел обращение и сообщает
следующее.
По предложению об
исключении из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций,
выплаты менеджерам высшего звена сообщаем, что Федеральным законом от
22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ст. 270
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнена п. 48.8, в соответствии с которым
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета
директоров.
Что касается других предложений по
изменению действующего порядка налогообложения прибыли организаций, сообщаем,
что в настоящее время одним из приоритетных направлений налоговой политики
Правительства Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на
экономику, сопровождаемое мерами, направленными на создание равных условий
налогообложения для всех категорий налогоплательщиков и сокращение числа
налоговых льгот.
Введение в действие с 1 января 2002 г.
гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ позволило снизить
налоговую нагрузку налогоплательщиков. При этом была определена единая ставка
налога на прибыль для организаций всех отраслей, а ее размер снижен с 35 до 24
процентов.
Одновременно был изменен порядок определения
налогооблагаемой прибыли - налогоплательщики получили право уменьшать
полученные доходы на любые экономически обоснованные и документально
подтвержденные затраты (за исключением установленного перечня расходов, не
учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций).
С 1 января 2009 г. ставка по налогу на
прибыль организаций была снижена с 24 до 20 процентов за счет суммы налога на
прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. При этом
региональная составляющая ставки налога была увеличена с 17,5 до 18 процентов.
Снижение ставки налога на прибыль организаций позволило существенно снизить
уровень фискальной нагрузки на организации.
С 2009 г. были введены дополнительные
налоговые стимулы для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основной
капитал. К таким стимулам относится в том числе
увеличение размера "амортизационной премии" - суммы расходов на
капитальные вложения в основные средства, которые налогоплательщик вправе
единовременно учесть в составе расходов при определении налогооблагаемой
прибыли до начала амортизации основных средств.
В соответствии с
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть
первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" в отношении капитальных
вложений в основные средства, относящиеся к третьей - седьмой амортизационным
группам, с 2009 г. налогоплательщики вправе применять "амортизационную
премию" в увеличенном размере (не более 30 процентов).
В рамках совершенствования
амортизационной политики были концептуально пересмотрены подходы к начислению
амортизации в налоговых целях за счет отказа от пообъектного
начисления амортизации и перехода к начислению амортизации методом убывающего
остатка по укрупненным амортизационным группам, что позволило значительно
ускорить процесс списания стоимости амортизируемого имущества всеми категориями
налогоплательщиков.
Применение нелинейного метода начисления
амортизации позволило с 1 января 2009 г. учитывать до 50% стоимости основных
средств в течение первой четверти срока их полезного
использования, что привело к существенному ускорению начисления амортизации.
Одной из приоритетных задач антикризисной
политики Правительства Российской Федерации является формирование
дополнительных стимулов к инновационному развитию, прежде всего в части роста
спроса на инновации в государственном и частном секторе. В настоящее время
Минэкономразвития России ведется разработка требований к программам
инновационного развития крупнейших субъектов естественных монополий и компаний
с государственным участием, основным результатом которых должно стать как
повышение эффективности деятельности этих компаний, так и значительное
расширение с их стороны спроса на наукоемкую продукцию отечественных
разработчиков и производителей.
В числе дополнительных мер налоговой
поддержки внедрения инновационных и энергосберегающих технологий
разрабатывается законопроект, предусматривающий сокращение сроков амортизации
нематериальных активов. В Государственную Думу внесен законопроект об энергоэффективности и энергосбережении.
Кроме того, для
ускорения развития такого ключевого для нашей страны направления, как энергоэффективность, Комиссией при Президенте Российской
Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России
предложен ряд проектов, охватывающий весь спектр энергосберегающих технологий и
сопутствующих организационных механизмов - от классических программ по
установке и производству приборов учета и замене ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства до разработки
инновационных решений в сфере
альтернативной энергетики, имеющих значительный
экспортный потенциал.
Ряд важных мер по
поддержке инновационной деятельности реализуется Минэкономразвития России в
соответствии с утвержденным Поручением Правительства Российской Федерации от
04.08.2009 N СИ-П7-4455 Планом мероприятий по стимулированию инновационной
активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009 - 2010 годах
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период
до 2012 года, с которым можно ознакомиться на интернет-сайте Министерства.
Одновременно
сообщаем, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется на
основании тендеров в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" с соблюдением всех
необходимых процедур и мероприятий, определенных указанным правовым актом.
В этой связи отбор высокоэффективных
технологий определяют субъекты Российской Федерации или органы местного
самоуправления муниципальных образований путем проведения конкурса на
предлагаемую продукцию.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
13.10.2009