Проблемная ситуация: О порядке применения к основной
норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2, при амортизации
основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2009 г. N 03-03-05/182
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения
коэффициента при амортизации основных средств, эксплуатируемых в условиях
агрессивной среды, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный
коэффициент, но не выше 2, в том числе в отношении амортизируемых основных
средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды.
Налогоплательщики, использующие
амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды,
вправе использовать указанный специальный коэффициент только при начислении
амортизации в отношении указанных основных средств.
При этом установлено, что под агрессивной
средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов,
влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной
среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте
с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной
агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной
(источником) инициирования аварийной ситуации.
Кроме того, при применении нелинейного
метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется
к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам.
Аналогичная норма до 1 января 2009 г.
была предусмотрена п. 7 ст. 259 Кодекса.
При определении факторов агрессивной
технологической среды (в том числе и взрыво-,
пожароопасной, токсичной), по мнению Департамента, следует учитывать положения
Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов", определяющие перечень опасных веществ
(Приложение N 1 указанного Федерального закона).
При этом, если
агрессивная технологическая среда находится в непосредственном контакте только
с определенным оборудованием, данное оборудование, представляющее собой в
рабочем режиме опасный производственный объект, является механической границей
агрессивной среды. При этом выполнение техники безопасности эксплуатации
опасного объекта приводит к тому, что агрессивная среда за пределы
оборудования, непосредственно контактирующего с агрессивной средой, не выходит.
В таком случае иное имущество,
находящееся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но
отделенное воздушной средой от этих опасных производственных объектов, нельзя
рассматривать как имеющее непосредственный контакт с взрыво-,
пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой.
Применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 2 для таких основных
средств необоснованно.
При определении
объектов, имеющих непосредственный контакт с агрессивной средой, в отношении
которых налогоплательщик вправе применять специальный ускоряющий коэффициент
амортизации, необходимо учитывать, что, если конкретное оборудование предназначено
для работы именно в контакте с опасной средой и используется в режиме,
установленном соответствующей документацией производителя, эта среда не может
рассматриваться как причина ускоренного (по сравнению с установленным
производителем) износа такого оборудования или источник аварийной ситуации.
Таким образом,
применение повышающего коэффициента 2 для основных средств в соответствии с
нормами ст. 259.3 Кодекса (абз. 2 п. 7 ст. 259
Кодекса в редакции, действовавшей до 2009 г.) правомерно в случае, если
собственник оборудования использует его в режиме, не установленном
соответствующей документацией производителя, или для работы в контакте с
опасной средой использует оборудование, не предназначенное для эксплуатации в
подобных условиях.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
14.10.2009