Проблемная ситуация: Банк принимает решение об уступке
права требования по просроченному кредиту третьим лицам. По договору цессии
уступаются права требования основного долга, неуплаченных процентов и
неустойки. Должен ли банк учитывать в составе внереализационных доходов суммы
неуплаченных заемщиком процентов и неустойки? Имеет ли право банк уменьшить
доход от реализации права требования на суммы основного долга, неуплаченных
процентов и неустойки, если заемщик не уплачивал и не признавал неустойку, а
судебных разбирательств по данному кредиту не было? Как правильно банку учесть
убытки, полученные в результате уступки права требования задолженности по
кредитному договору?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2009 г. N 03-03-06/2/191
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций при уступке банком права требования по
кредитному договору и сообщает следующее.
В соответствии с п.
2 ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при уступке
налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление
доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу
после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ,
услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права
требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается
убытком по сделке уступки
права требования, который включается в состав внереализационных расходов
налогоплательщика. При этом убыток принимается в целях налогообложения в
следующем порядке:
50 процентов от суммы убытка подлежат
включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
50 процентов от суммы убытка подлежат
включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.
Положения указанного пункта также
применяются к налогоплательщику - кредитору по долговому обязательству.
Учитывая изложенное,
при реализации задолженности по кредитному договору банк-цедент вправе
уменьшить доход от реализации права требования на стоимость задолженности по
указанному договору. При этом, поскольку ст. 279 Кодекса не установлено иное,
стоимость задолженности по кредитному договору определяется исходя из суммы
всей задолженности по договору, уступаемой цессионарию, включая сумму основного
долга по кредитному договору, а также суммы процентов, начисленных, но не
уплаченных до момента уступки права требования.
Что касается
неустойки по кредитному договору, то, по мнению Департамента, указанные суммы
могут быть включены в стоимость задолженности по кредитному договору при
определении налоговой базы при уступке права требования только в том случае,
если данные штрафные санкции были признаны должником или подлежат уплате на
основании решения суда, вступившего в законную силу.
В соответствии с п. 3 ст. 250 Кодекса в
составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных
должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда,
вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение
договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Учитывая изложенное,
в случае уступки прав требования уплаты штрафных санкций, не признанных
должником и не подлежащих уплате на основании вступившего в силу решения суда,
данные суммы в состав стоимости задолженности по кредитному договору не
включаются. Указанные суммы подлежат включению в состав внереализационных
доходов цессионария при наступлении событий, указанных в п. 3 ст. 250 Кодекса.
Также сообщаем, что включение суммы
штрафных санкций, не признанных в установленном порядке должником или судом, в
состав внереализационных доходов цедента на дату уступки права требования Кодексом
не предусмотрено.
Настоящее письмо Департамента не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не
является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.10.2009