Проблемная ситуация: Учитывая п. 1
ст. 5 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ, при определении порядка и
очередности проведения расходных операций по перечислению платежей при
недостаточности денежных средств на счете организации (налогоплательщика) в
банке для удовлетворения всех предъявленных к нему требований банк
придерживается позиции, что налоговые и неналоговые платежи в бюджеты РФ, во
внебюджетные фонды РФ, а также перечисление зарплаты относятся к одной
очереди и перечисляются в порядке календарной очередности поступления
соответствующих документов. Правомерна ли позиция банка?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2009 г. N 03-02-07/1-469
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об
очередности списания платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
при недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в банке
и сообщается следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 46 Налогового
кодекса Российской Федерации поручение налогового органа на перечисление сумм
налога в бюджетную систему Российской Федерации подлежит безусловному
исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством
Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5
Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009
год и на плановый период 2010 и 2011 годов" впредь до внесения изменений в
п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (определяющей
очередность списания денежных средств со счета) в соответствии с Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855
Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской
Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика
для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по
расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления
указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии
с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во
вторую очередь.
Согласно ст. ст. 10 и 144 Бюджетного
кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
относятся федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные
бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с п. 3 ст. 134
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" при рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам
арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и
очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых
вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)" п. 2 ст. 134 Закона установлена специальная очередность
удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим
платежам, в связи с чем ст. 855 Гражданского кодекса
Российской Федерации, определяющая очередность списания денежных средств со
счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету
требований, к этим отношениям не применяется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.10.2009