Проблемная ситуация: Организация для размещения в
рекламных целях заказывает изготовление стикеров и
постеров. Указанные материалы планируется размещать как наружную рекламу на
помещениях, в которых находятся подразделения организации, в метрополитене,
поездах и иных помещениях. Должна ли организация при исчислении налога на
прибыль учитывать расходы, непосредственно связанные с изготовлением указанных
рекламных материалов (стикеров и постеров), в составе
ненормируемых рекламных расходов согласно п. 4 ст. 264 НК РФ либо учитывать их
в составе нормируемых и ненормируемых расходов в зависимости от места
размещения рекламных материалов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2009 г. N 03-03-06/2/196
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли
расходов на изготовление и размещение рекламной продукции и
исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
Понятие "реклама" понимается
для целей налогообложения прибыли в значении, которое используется в
Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N
38-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N 38-ФЗ
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ст. 19
Закона N 38-ФЗ наружная реклама распространяется владельцем рекламной
конструкции, являющимся рекламораспространителем, с
соблюдением требований Закона N 38-ФЗ с использованием щитов, стендов,
строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и
иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и
располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий,
строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или)
реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания,
включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264
Кодекса.
Пунктом 4 ст. 264 Кодекса предусмотрен
перечень расходов на рекламу, которые в зависимости от ее назначения или
размещения учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые и
нормируемые расходы.
Расходы на виды рекламы, перечисленные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, учитываются в налоговом
учете в размере фактических затрат при условии, что понесенные расходы на
рекламу экономически обоснованны и документально
подтверждены.
Расходы налогоплательщика на иные виды
рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264
Кодекса, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей
налогообложения прибыли организаций признаются в размере, не превышающем 1
процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Таким образом, перечисленные в письме
расходы на рекламу учитываются по-разному (нормируемые и ненормируемые расходы)
в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 Кодекса, в зависимости от способа и
места размещения рекламной продукции.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.10.2009