Проблемная ситуация: В связи с
отсутствием согласованной методики оценки фактического ущерба рыбным ресурсам
от реализации соглашения о разделе продукции по проекту
"Сахалин-1" по специальной российской методике определен
прогнозируемый непредотвратимый ущерб по Стадии 1 проекта. Для проведения
компенсационных мероприятий в рамках проекта иностранная компания заключила в
2005 г. договоры с Росрыболовством и двумя ФГУ, на
которые в соответствии с условиями договоров возлагаются определение и
осуществление компенсационных мероприятий (проектирование, строительство,
эксплуатация объектов недвижимости) в рамках расчетных сумм. Росрыболовство одобрило перечни компенсационных
мероприятий, представленных ФГУ, однако ФГУ не получили согласования с Росрыболовства на получение компенсационных средств от
иностранной организации на свои счета. У кого возникает право собственности на
возведенные объекты недвижимости? По каким реквизитам учитываются перечисленные
компанией средства в доходах федерального бюджета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2009 г. N 03-06-05-06/77
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело дополнительные материалы, представленные письмом компании
по вопросу осуществления компенсационных выплат за прогнозируемый непредотвратимый
ущерб рыбным биоресурсам, и сообщает следующее.
В законодательстве об охране окружающей
среды не содержится положений, обосновывающих право государственных учреждений,
а также предприятий и организаций получать средства на компенсацию ущерба,
нанесенного объектам животного мира (в том числе водным биоресурсам) и среде их
обитания. Такие положения отсутствуют и в Правилах организации искусственного
воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 645.
В связи с этим включение в Приказ Росрыболовства от 21.01.2009 N 19 норм о зачислении
компенсационных выплат на внебюджетные счета подведомственных Росрыболовству учреждений, по нашему мнению, является
неправомерным.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", вводя положениями ст. 16 обязанность
хозяйствующего субъекта осуществить оплату негативного воздействия собственной
хозяйственной деятельности, п. 1 названной статьи оставляет за иными
федеральными законами право определить форму платы за негативное воздействие.
Статьей 50
Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) предусмотрена
обязанность хозяйствующих субъектов при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых
технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей
негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, применять меры
по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, что определяет натуральный характер платности негативного воздействия в
законодательстве о рыболовстве.
В этой связи меры,
направленные на компенсацию негативного воздействия хозяйственной деятельности
на водные биологические ресурсы и среду их обитания, осуществляются субъектами
хозяйственной деятельности за счет собственных средств, что нашло отражение в
п. 4 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических
ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного
значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
25.08.2008 N 645, и гл. 7 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды".
При этом полномочия
по организации мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов и
среды их обитания, а также организации искусственного воспроизводства и
акклиматизации водных биологических ресурсов, закрепленные за Росрыболовством Положением о Федеральном агентстве по
рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.06.2008 N 444, позволяют хозяйствующим субъектам для организации мероприятий
по устранению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания привлекать уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти в пределах его государственной функции с перечислением Росрыболовству денежных средств, необходимых для реализации
мероприятий.
Указанные денежные средства зачисляются в
доход федерального бюджета с последующим финансовым обеспечением из
федерального бюджета расходов Росрыболовства на
организацию мероприятий по устранению негативного воздействия на водные
биологические ресурсы и среду их обитания.
Согласно ст. 50 Закона о рыболовстве
перечень мер, направленных на восстановление водных биологических ресурсов,
утверждается Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений
п. 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также
внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных
биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569, согласование перечня
мероприятий по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной
деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания производится
территориальным органом Росрыболовства.
При наличии в согласованных мерах
положений о строительстве объектов недвижимости хозяйствующий субъект
организует строительство указанных объектов непосредственно или через Росрыболовство.
В случае непосредственной организации
строительства право собственности на объект строительства
возникает у хозяйствующего субъекта, выступающего заказчиком работ.
В случае привлечения Росрыболовства
для организации мероприятий по устранению негативного воздействия право
собственности на возведенный объект возникает у публично-правового образования,
осуществившего финансовое обеспечение строительства объекта.
В связи с тем
что строительство объектов в данном случае осуществлялось Росрыболовством,
денежные средства, перечисляемые компанией, учитываются в доходах федерального
бюджета по реквизитам, указанным ранее в Письме Минфина России от 17.10.2008 N
03-06-06-06/31.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
16.10.2009