Проблемная ситуация: О порядке применения с 1 января
2009 г. НДС при реализации (передаче) на территории РФ государственного или
муниципального недвижимого имущества, составляющего государственную или
муниципальную казну.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2009 г. N 03-07-15/147
В связи с многочисленными вопросами,
связанными с применением с 1 января 2009 г. налога на добавленную стоимость при
реализации государственного или муниципального недвижимого имущества,
составляющего государственную или муниципальную казну, Минфин России направляет
разъяснения по данным вопросам.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О
внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1
января 2009 г. при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного
имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской
Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края,
области, города федерального значения, автономной области, автономного округа,
а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными
предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну
соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального
образования, налог на добавленную стоимость уплачивается в федеральный бюджет
налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанного имущества, за
исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать
из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального
закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" начальная цена приватизируемого государственного
или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным
Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или
муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством об
оценочной деятельности.
На основании ст. 3
Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения
недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами
малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" государственное или
муниципальное имущество, арендуемое субъектами малого и среднего
предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное
право на приобретение этого имущества,
отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым
оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации".
Положениями Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи
применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об
оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной
стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект
оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда
стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на
величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании п. 6
Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N
2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255,
разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки
- наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и
наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Таким образом, при определении налоговой
базы по налогу на добавленную стоимость в отношении государственного или
муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене,
исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком,
следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную
стоимость. В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации
государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 1
января 2009 г., не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на
соответствующую сумму налога.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
19.10.2009