Проблемная ситуация: В соответствии с распоряжением
Правительства РФ некоммерческой организации (фонду) для ее размещения переданы
в бессрочное безвозмездное пользование помещения в здании, составляющем
имущество государственной казны РФ, на основании договора безвозмездного
пользования, заключенного данной организацией с территориальным управлением Росимущества. Учитывается ли для целей исчисления налога на
прибыль рыночная стоимость аренды данных помещений без учета НДС? Является ли
некоммерческая организация налоговым агентом по НДС в соответствии с п. 3 ст.
161 НК РФ при передаче ей в бессрочное безвозмездное пользование помещений,
составляющих имущество государственной казны РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2009 г. N 03-03-06/4/91
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на
добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по
предоставлению в аренду федерального имущества, составляющего государственную
казну Российской Федерации, в бессрочное безвозмездное пользование и сообщает.
Согласно ст. 146 гл. 21 "Налог на
добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются
операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации. При этом в целях гл. 21 Кодекса оказание услуг на безвозмездной
основе признается их реализацией.
В соответствии с п.
1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс) по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать
или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а
последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила,
с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом п. 2 данной статьи Гражданского кодекса предусмотрено, что к
договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные
Гражданским кодексом в отношении договора аренды.
Таким образом, услуги по безвозмездной
передаче имущества в пользование подлежат налогообложению налогом на
добавленную стоимость.
Пунктом 3 ст. 161 Кодекса установлено,
что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной
власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального
имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества
налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом
налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному
объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы
указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов,
уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом,
указанным п. 3 ст. 161 Кодекса установлен особый порядок уплаты налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по аренде государственного и
муниципального имущества, приобретаемых за плату, согласно которому исчисление
суммы налога производится покупателем - налоговым агентом при оплате этих
услуг, то есть либо в момент предварительной оплаты (частичной оплаты)
приобретаемых услуг, либо в момент оплаты (частичной оплаты) уже приобретенных услуг.
В случае приобретения данных услуг на
безвозмездной основе налог на добавленную стоимость исчисляется, по нашему
мнению, покупателем в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167
Кодекса, то есть на момент оказания услуг.
Согласно ст. 246 Кодекса российские
организации являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Пунктом 8 ст. 250 Кодекса предусмотрено,
что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или
имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса,
признаются внереализационными доходами налогоплательщика и, следовательно,
учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций
согласно положениям ст. ст. 247 и 248 Кодекса.
Для целей гл. 25 Кодекса имущество
(работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно,
если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано
с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные
права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать
передающему лицу услуги).
При получении имущества (работ, услуг)
безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых
с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с гл.
25 Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат
на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам,
оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена
налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или
путем проведения независимой оценки.
С учетом положений ст. 248 Кодекса при
определении налоговой базы по налогу на прибыль при безвозмездном пользовании
имуществом учитывается рыночная стоимость аренды помещений, определенная
указанным выше способом, без учета налога на добавленную стоимость.
Одновременно
сообщаем, что в Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации рассмотрена и одобрена поправка в гл. 21 и 25 Кодекса,
позволяющая не уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль
организаций при безвозмездном пользовании государственным и муниципальным
имуществом, полученным по решениям органов государственной власти и местного
самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной
деятельности.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
20.10.2009