Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
налогообложения НДС и налогом на прибыль услуг в области международных
перевозок, оказываемых в РФ представительством австрийской авиакомпании.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2009 г. N 03-08-10
В связи с письмом о налогообложении
представительства авиакомпании в Российской Федерации сообщаем следующее.
Согласно положениям
ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал от 13.04.2000 (далее - Конвенция) прибыль предприятия Австрии
может облагаться налогом в России только в тех случаях, когда австрийское
предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через находящееся в
России постоянное представительство (определяемое согласно положениям ст. 5 "Постоянное представительство"
Конвенции). В этом случае часть прибыли предприятия Австрии, относящаяся
к этому постоянному представительству, облагается российским налогом на прибыль
организаций.
В то же время оказание услуг в области
международных перевозок рассматривается Конвенцией как особый вид
предпринимательской деятельности, на которую не распространяется концепция
постоянного представительства, в связи с чем положения
о налогообложении прибыли от такой деятельности выделены в Конвенции в
специальную статью - ст. 8 "Международные перевозки".
Согласно положениям данной статьи
прибыль, которую предприятие Австрии получает от эксплуатации морских или
воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в
Австрии.
Следует отметить, что при заключении
Конвенции договаривающиеся стороны руководствовались Моделью конвенции по
налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития
(далее - Модель ОЭСР) и комментариями к ней, в связи с
чем текст п. 1 ст. 8 Конвенции в целом соответствует п. 1 ст. 8 Модели ОЭСР.
В соответствии с комментариями к п. 1 ст.
8 Модели ОЭСР прибыль от эксплуатации судов в международных перевозках является
достаточно широким понятием и включает любую прибыль, которую соответствующее
предприятие получает в связи с перевозкой пассажиров и грузов. По нашему
мнению, на прибыль от оформления пассажирских билетов и грузовых накладных,
если эта деятельность непосредственно связана с международными перевозками,
распространяются положения п. 1 ст. 8 "Международные перевозки"
Конвенции.
Кроме того, комментарии к п. 1 ст. 8
Модели ОЭСР позволяют применять положения указанного пункта к прибыли и от
другой деятельности при условии, что эта деятельность является сопутствующей
эксплуатации судов в международных перевозках. В частности, к
такой прибыли в соответствии с указанными комментариями может относиться
прибыль от сдачи в аренду судов и грузовых контейнеров, а также хранения
последних; от оформления билетов, багажа и грузов; от перевозок пассажиров и
грузов другими предприятиями по соглашениям типа code-sharing
и slot-chartering arrangements;
от перевозок пассажиров в аэропорт и обратно собственным сухопутным
транспортом; от продажи билетов других авиакомпаний в пункте продаж
собственных билетов; от рекламы других транспортных предприятий в собственных
офисах; от оказания услуг другим предприятиям за счет собственного инженерного
и технического персонала, находящегося в портах, и т.п.
Исходя из
изложенного если согласно положениям Конвенции деятельность австрийской
компании по оказанию услуг в области международных перевозок не может привести
к образованию в Российской Федерации постоянного представительства, то данная
компания не будет являться плательщиком российского налога на прибыль
организаций, в том числе в отношении доходов от деятельности, сопутствующей
эксплуатации воздушных судов в международных перевозках.
В соответствии с положениями пп. 5 п. 1.1, а также пп. 4.1 и
4.2 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
территория Российской Федерации не признается местом реализации услуг по
перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно
связанных с перевозкой и (или) транспортировкой. Следовательно, в соответствии
с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса реализация данных услуг
не является объектом налогообложения российским налогом на добавленную
стоимость.
Нам известно, что представительства
иностранных авиакомпаний, включая российские, в государствах - членах ЕС не
признаются постоянными представительствами и плательщиками налога на прибыль и
налога на добавленную стоимость и не представляют соответствующей налоговой
отчетности в местные налоговые органы. В связи с этим считаем возможным на
основе принципа взаимности сохранить существовавший ранее аналогичный порядок,
при котором представительство австрийской авиакомпании в России, не являясь
плательщиком налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость,
не представляло налоговых деклараций в российские налоговые органы.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.10.2009