Проблемная ситуация: Согласно п.
2.17 Положения ЦБ РФ о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002 N 2-П получатели
средств (взыскатели) вправе отозвать расчетные документы, принятые банком в
порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не
оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в
картотеку по внебалансовому счету N 90902
"Расчетные документы, не оплаченные в срок". В банк поступают
заявления налоговых органов об отзыве инкассовых поручений, которые были
направлены в банк другими налоговыми органами. Вправе ли территориальный орган
ФНС России направить в банк заявление об отзыве инкассовых поручений, которые
были направлены в банк другим территориальным органом ФНС России?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2009 г. N 03-02-07/1-474
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о полномочиях
налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и сообщается следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взыскание налога производится по
решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета
налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в
бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов
налогоплательщика.
Исходя из смысла
указанного пункта поручение на списание и перечисление в бюджетную систему
Российской Федерации сумм налогов оформляется и направляется в банк тем налоговым органом, который вынес решение о
взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.
Следовательно, этот же налоговый орган вправе отозвать указанное поручение.
Пунктом 2.17
Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П,
утвержденного Центральным банком Российской Федерации, предусмотрено, что
получатели средств (взыскатели) вправе отозвать свои расчетные документы,
принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые
поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и
помещенные в картотеку по внебалансовому счету N
90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Согласно п. 1 ст.
30 Кодекса и ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1
"О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы
составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации
налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных
платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его
территориальные органы.
В силу п. 3 ст. 31 Кодекса вышестоящие
налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых
органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и
сборах.
Учитывая
изложенное, полагаем, что отзыв поручения на списание и перечисление в
бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счета
налогоплательщика может осуществляться как налоговым органом, направившим в
банк такое поручение, так и налоговым органом, не направлявшим указанное
поручение, например налоговым органом - правопреемником в связи с
реорганизацией налогового органа, направившего в банк поручение.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.10.2009