Проблемная ситуация: 1. Организацией (ЗАО) получены
займы у ее учредителя - иностранной организации (доля
в уставном капитале - 100%). Проценты по контролируемой задолженности начислены
и признаны в I квартале. Необходимо ли пересчитывать во II квартале проценты
нарастающим итогом и подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если
в I квартале получена прибыль и собственный капитал был больше, чем во II
квартале, когда получен убыток? Если в III квартале убыток увеличился, то нужно
ли подавать уточненные декларации за I и II кварталы? Пересчитываются ли
проценты, если за I квартал они уже уплачены и с части, не признаваемой
расходом по налогу на прибыль, удержаны дивиденды? При этом обязательства по
договору уже прекращены.
2. Работникам, работающим и проживающим в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возмещается стоимость
проезда к месту использования отпуска и обратно, в том числе на личном
транспорте. Какие требования предъявляются к транспортной компании, у которой
можно получить справку о кратчайшем пути до пункта назначения? В случае
проведения отпуска за границей оплачивается проезд в пределах
РФ. При приобретении путевки в туристическом агентстве билет выдается без
указания стоимости. В каких компаниях можно получить справку, подтверждающую
стоимость перелета в пределах РФ? Какие документы для целей
исчисления налога на прибыль подтверждают расходы работника на проезд до
ближайшего к месту пересечения границы российского аэропорта при выезде за
границу для проведения отдыха воздушным транспортом без остановки в ближайшем к
месту пересечения границы пункте?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 октября 2009 г. N 03-03-06/1/689
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по отдельным вопросам
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
1. Из письма следует, что российская
организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству,
признаваемую согласно положениям п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) контролируемой задолженностью перед иностранной
организацией.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 265 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль
организаций учитываются, в частности, расходы в виде процентов по долговым
обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269
Кодекса.
Согласно положениям
п. 2 ст. 269 Кодекса, если налогоплательщик - российская организация имеет
непогашенную задолженность по долговому обязательству, признаваемую в
соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью
перед иностранной организацией, и если размер контролируемой задолженности
перед иностранной организацией более чем в 3 раза превышает разницу между
суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской
организации на последнее число отчетного
(налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих
включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса
применяются правила, установленные п. 2 ст. 269 Кодекса.
Налогоплательщик обязан на последнее
число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину
признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления
суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом)
периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации,
рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного
(налогового) периода.
Пунктом 2 ст. 285 Кодекса установлено,
что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для
налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из
фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так
далее до окончания календарного года.
Согласно п. 8 ст. 272 Кодекса по
договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам,
включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один
отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса расход признается осуществленным и
включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего
отчетного периода.
Следовательно, при определении налоговой
базы за второй отчетный период (полугодие) величина расходов в виде процентов определяется
как сумма расходов в виде процентов, рассчитанная за первый отчетный период
(квартал), увеличенная на сумму расходов в виде процентов, начисленных во
втором квартале.
Однако полагаем, что в случае изменения
соотношения контролируемой задолженности и собственного капитала российской
организации во втором отчетном периоде по сравнению с первым отчетным периодом
пересчет расходов в виде процентов за первый отчетный период не производится.
Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса
положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами,
исчисленными в соответствии с п. 2 ст. 269 Кодекса, в целях налогообложения
приравнивается к дивидендам, уплаченным иностранной организации. При этом налог с дохода иностранной организации в виде указанных дивидендов,
удержанный в предыдущем отчетном периоде при выплате процентного дохода, в
последующем отчетном периоде пересчету не подлежит, поскольку в соответствии с
положениями ст. 310 Кодекса налог удерживается при каждой выплате дохода
иностранной организации с суммы выплачиваемого дохода и, следовательно, при его
удержании учитываются обстоятельства, сложившиеся на момент выплаты дохода.
Определение налоговой базы по доходам иностранных организаций от источников в
Российской Федерации, подлежащих налогообложению у источника выплаты,
нарастающим итогом с начала года Кодексом не предусмотрено.
2. В соответствии со
ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 33 Закона Российской
Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет
средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории
Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за
исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30
килограммов.
При этом размер, условия и порядок компенсации
расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования
отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к
бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными
нормативными актами, трудовыми договорами.
Пунктом 7 ст. 255
Кодекса определено, что в целях налогообложения налогом на прибыль в состав
расходов включаются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время
отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические
расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на
иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и
обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих
бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.
Таким образом, если
работодатели и работники организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, при заключении коллективных соглашений и
трудовых договоров оговаривают размер компенсации на оплату проезда работников
и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования
отпуска на территории Российской Федерации и обратно, то такие расходы, как
расходы на оплату труда, учитываются при определении налога на прибыль организаций.
В соответствии со
ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые
начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы
или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы,
связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами
законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и
(или) коллективными договорами.
Учитывая
изложенное, если в коллективном договоре организации, не относящейся к
бюджетной сфере, предусмотрено, что при выезде работника за границу для
проведения отдыха оплата стоимости проезда такой организацией производится до
российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы, то при выезде
работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту
пересечения границы пункте и, соответственно, без оформления проездного
документа до этого пункта
данные расходы на оплату стоимости проезда до российского аэропорта, ближайшего
к месту пересечения границы, по нашему мнению, могут быть признаны расходами на
оплату труда в соответствии с пп. 7 ст. 255 Кодекса и
могут уменьшать налоговую базу организации по налогу на прибыль при условии их
документального подтверждения.
При этом в рассматриваемом случае
основанием для компенсации расходов являются копия заграничного паспорта с
отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения
государственной границы Российской Федерации, перевозочные документы, а также
справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в
стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.10.2009