Проблемная ситуация: Организация приобретает по
лицензионным договорам права на использование программ для ЭВМ и в дальнейшем
модифицирует эти программы. Результаты работ по модификации используются в
течение срока использования самих программ. Как при исчислении налога на
прибыль следует учитывать расходы на модификацию программ для ЭВМ:
единовременно или равномерно, аналогично порядку учета расходов на приобретение
прав на эти программы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 октября 2009 г. N 03-03-06/1/681
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях
налогообложения прибыли расходов по модификации программ для ЭВМ и сообщает
следующее.
В соответствии с пп.
26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией,
учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ
для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным
соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение
исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и
обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Расходы по внедрению и доработке
программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов
согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено,
что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти
расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит
таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко
или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком
самостоятельно.
Организации, применяющие метод
начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе
прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем
порядке:
если по условиям договора на приобретение
неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то
расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении
налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
если из условий
договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок
использования программ для ЭВМ, то, по нашему мнению, произведенные расходы
распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов;
при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить
период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей
налогообложения прибыли.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 4 ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, на который
заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия
исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на
средство индивидуализации.
В случае когда в
лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается
заключенным на пять лет, если Гражданским кодексом Российской Федерации не
предусмотрено иное.
Таким образом, в случае если в договоре
(соглашении) срок использования приобретенного программного продукта не указан,
налогоплательщик самостоятельно определяет срок использования приобретенного
неисключительного права с учетом требований в отношении определения указанного
срока, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
По нашему мнению, аналогичный порядок
признания в целях налогообложения прибыли следует применять в отношении
расходов по работам, связанным с адаптацией и модификацией программ для ЭВМ,
результаты которых будут использоваться налогоплательщиком в течение срока
использования программного продукта.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
23.10.2009