Проблемная ситуация: О праве налогоплательщиков
(военнослужащих) в целях исчисления НДФЛ уменьшить доход, полученный ими от
продажи жилья, приобретенного за счет безвозмездной субсидии на приобретение
жилья на основании государственного жилищного сертификата, предоставляемой
военнослужащему за счет средств федерального бюджета на строительство или
приобретение жилья.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 октября 2009 г. N 3-5-02/1588
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение по вопросу правомерности уменьшения налогоплательщиками
(военнослужащими) дохода, полученного от продажи жилья, приобретенного за счет
безвозмездной субсидии на приобретение жилья на основании государственного
жилищного сертификата, предоставляемой военнослужащему за счет средств
федерального бюджета на строительство или приобретение жилья, и сообщает
следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщик при определении размера налоговой базы по
налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных
налоговых вычетов, в частности, в суммах, полученных налогоплательщиком в
налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая
приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков
и долей в указанном имуществе,
находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не
превышающих в целом 1 000 000 руб.
Вместо использования права на получение
имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом,
налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на
сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,
связанных с получением этих доходов.
Согласно п. 2 Правил
выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N
153 (далее - Правила), государственный жилищный сертификат является именным
свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств
федерального бюджета социальной выплаты
для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является
финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Из положений п. п. 48, 49, 55 Правил
следует, что социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в
безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его
банковский счет, открытый в банке. В договоре банковского счета оговариваются
основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка
и владельца сертификата, на имя которого открыт банковский счет (далее -
распорядитель счета). Распорядитель счета дает банку распоряжение на
перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора на
жилое помещение.
Таким образом, денежные средства,
направленные банком по распоряжению владельца жилищного сертификата в счет
оплаты договора на приобретение жилого помещения, включаются в сумму фактически
произведенных налогоплательщиком расходов.
Учитывая изложенное, налогоплательщик при
продаже ранее приобретенной квартиры может учесть все документально
подтвержденные расходы по ее приобретению, произведенные за счет собственных
средств, включая средства, полученные по государственному жилищному
сертификату.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
23.10.2009