Проблемная ситуация: ООО, применяющее УСН, в 2008 г.
взяло кредит на покупку цеха для производства трикотажных изделий для детей. В
2009 г. ООО выиграло конкурс по субсидированию процентной ставки из бюджета
края в рамках реализации целевой программы "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Читинской области". Является ли эта субсидия
внереализационным доходом и облагается ли она налогом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2009 г. N 03-11-06/2/224
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы
налогообложения в связи с получением субсидий из бюджета и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при
применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов,
учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от
реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются
соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.
Так, на основании пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого
финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у
налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные
средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований,
выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным
учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением
целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые
поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от
других организаций и (или) физических лиц и использованные по назначению.
На основании ст. 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств
(получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной
власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным
фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся
в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное
учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств
за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетным учреждением
признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение
выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных
(муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств
соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в
порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Таким образом, субсидии, полученные
организациями (кроме автономных учреждений) на погашение процентов по кредиту в
рамках реализации целевой программы "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Читинской области", должны учитываться при
определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной
системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.10.2009