Проблемная ситуация: Имущество, переданное
администрации сельского поселения, учтено в казне поселения по постановлению
главы поселения. Так как муниципальных учреждений или предприятий, за которыми
можно было бы закрепить данное имущество, в поселении нет, позднее указанное
выше имущество было поставлено на баланс администрации сельского поселения. За
счет средств бюджета поселения проводится капитальный и текущий ремонт,
уплачивается налог на имущество, начисляется амортизация. Правильно ли было
передавать из казны на баланс администрации указанное выше имущество и можно ли
провести обратную операцию?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2009 г. N 03-05-04-01/88
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета и
налогообложения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и
сообщает.
Государственную
казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну
муниципального образования составляет в соответствии со ст. ст. 214 и 215
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное
(муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными)
предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или
хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294, 296 ГК РФ.
Согласно ст. 124 ГК РФ Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают
в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с
иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К
субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи, применяются
нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей
данных субъектов.
На основании ст. 125 ГК РФ от имени
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований права собственника осуществляют органы государственной власти,
органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке,
предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными
актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их
специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы,
органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пунктом 1 ст. 374
Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами
налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое
имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в
пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для
ведения бухгалтерского учета, если иное не
предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса.
Статьей 264.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете
и в бюджетной отчетности информации о составе всей совокупности нефинансовых
активов (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения
участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот), принадлежащих
публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и
учитываемых в казне.
Порядок учета имущества, принадлежащего
публично-правовому образованию, в том числе составляющего муниципальную казну,
осуществляется с 1 января 2009 г. в соответствии с Инструкцией по бюджетному
учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее -
Инструкция N 148н).
Являющиеся объектом налогообложения
налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно
Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета
010100000 "Основные средства" (010101000 - 010109000) с отражением
начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах
010401000 - 010409000.
Что касается имущества государственной
(муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество
учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 г. введен
обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную
(муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества
казны".
В связи с тем
что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну
публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета
обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в
пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат
налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.
В соответствии Федеральным законом от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения
поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной собственности поселения (ст. 14). Органы местного
самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в
постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной
власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской
Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований,
отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст.
15).
Поэтому если учтенное в казне поселения
имущество не закреплено на праве оперативного управления за администрацией
сельского поселения, то в бюджетном учете оно должно учитываться на счете
010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" и, следовательно, не
подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.10.2009