Проблемная ситуация: Организация - резидент Особой
экономической зоны (ОЭЗ) реализует долгосрочный инвестиционный проект, период
инвестирования по которому превышает 3 года. Организация планирует
диверсифицировать производство (заводы по сборке изделий сложной бытовой техники
в Калининградской области) за пределами третьего года реализации проекта. В
инвестиционной декларации организации при указании наименования товара
(продукции) указывается десятизначный код товарной позиции в соответствии с ТН
ВЭД. При изменении выпускаемой продукции на приобретенном в рамках реализации
проекта оборудовании требуется внесение изменений в инвестиционную декларацию,
так как в противном случае не будет применяться особый порядок уплаты налога на
прибыль организаций. Правомерно ли внесение данных изменений организацией в
инвестиционную декларацию? Будет ли распространяться льгота по налогу на
имущество организаций на оборудование, модернизация которого проведена после
первых 3 лет реализации проекта с момента регистрации организации в реестре
резидентов ОЭЗ, а также на оборудование (модернизация произведена в первые 3 года реализации проекта), полученное в качестве
вклада в уставный капитал организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2009 г. N 03-11-11/202
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел в пределах своей компетенции письмо и по
вопросу особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций
резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области сообщает
следующее.
Согласно ст. 385.1
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) резиденты Особой
экономической зоны в Калининградской области уплачивают налог на имущество
организаций в соответствии с гл. 30 Кодекса в отношении всего имущества, являющегося
объектом налогообложения по вышеуказанному налогу, за исключением имущества,
созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в
соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в
Калининградской области. Резиденты
исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества,
созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в
соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в
Калининградской области, отдельно.
При этом п. п. 3 и
4 ст. 385.1 Кодекса определено, что для резидентов в течение первых шести
календарных лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр
резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка
по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или
приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с
Федеральным законом об Особой
экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0
процентов. В период с седьмого по двенадцатый календарный год
включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов
Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу
на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного
при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об
Особой экономической зоне в Калининградской области, составляет величину,
установленную законом Калининградской области и уменьшенную
на 50 процентов.
Согласно пп. 5 п. 1 и пп. 4 п. 10 ст. 4
Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в
Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) включение юридических
лиц в реестр резидентов особой экономической зоны Калининградской области
(далее - ОЭЗ) осуществляется при условии, если объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен
составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей (пп. 4 п. 10 ст. 4). При этом объем капитальных вложений в
сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей должен быть осуществлен в
срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического
лица в реестр (пп. 5 п. 10 ст. 4 Федерального закона
N 16-ФЗ).
Капитальными
вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного
проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том
числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое
строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов,
реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря
(за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских
и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых
помещений, которые не учитываются в
качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного
проекта).
Пунктом 11 ст. 4 Федерального закона N
16-ФЗ предусмотрено, что инвестиционная декларация должна содержать следующие
сведения:
1) цель инвестиционного проекта (виды
товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в
соответствии с инвестиционным проектом);
2) общий объем финансирования инвестиционного
проекта;
3) график осуществления ежегодного объема
инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.
Порядок внесения в инвестиционную
декларацию изменений урегулирован п. п. 12 и 13 ст. 4 Федерального закона N
16-ФЗ. При этом установлено, что основаниями для отказа во внесении изменений в
инвестиционную декларацию являются:
1) несоответствие вносимых изменений
требованиям вышеуказанного Федерального закона;
2) изменение цели инвестиционного
проекта;
3) снижение общего объема финансирования
инвестиционного проекта в первые три года его реализации до уровня,
составляющего менее чем сто пятьдесят миллионов рублей;
4) изменение графика ежегодного объема
инвестиций, исключающее возможность реализации инвестиционного проекта с
соблюдением требований вышеуказанного Федерального закона.
Учитывая
изложенное, льготный режим налогообложения, установленный ст. 385.1 Кодекса, не
распространяется на оборудование, если капитальные вложения в сумме не менее
сто пятьдесят миллионов рублей в его модернизацию не осуществлены в трехлетний
срок со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр.
Одновременно
следует иметь в виду, что п. п. 3 и 7 ст. 7 Федерального закона N 16-ФЗ
установлено, что при установлении в ходе проверки факта занижения объема
капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным ст. 4
Федерального закона N 16-ФЗ, администрация вправе потребовать в судебном
порядке исключения резидента из реестра. В случае исключения резидента из реестра (на основании вступившего
в законную силу решения арбитражного суда - п. 2 ст. 5 Федерального закона N
16-ФЗ) до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной
декларации указанный резидент обязан уплатить налоги, не уплаченные им в связи
с использованием особого порядка уплаты налогов в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе порядка в соответствии со ст. 385.1 Кодекса по налогу
на имущество организаций.
Относительно оборудования, полученного в
качестве вклада в уставный капитал резидента ОЭЗ, необходимо иметь в виду, что
на основании пп. 6 п. 10 ст. 4 Федерального закона N
16-ФЗ безвозмездная передача и возмездная передача, в том числе передача
оборудования в уставный капитал резидента, не учитываются только при
определении объема капитальных вложений.
Поэтому в отношении оборудования,
полученного в качестве вклада в уставный капитал резидента ОЭЗ, в случае
проведения его модернизации в первые три года реализации проекта положения ст.
385.1 Кодекса должны применяться, если модернизация этого оборудования
предусмотрена инвестиционным проектом и инвестиционной декларацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.10.2009