Проблемная ситуация: Каков порядок исчисления налога
на прибыль управляющей организацией при проведении капитального ремонта
многоквартирных домов под ее управлением за счет субсидий, выделенных ей в
соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и за счет средств,
полученных управляющей организацией от собственников квартир?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2009 г. N 03-03-06/1/710
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к
своей компетенции, сообщает следующее.
В ст. 251 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) приведен исчерпывающий перечень доходов, не
учитываемых при налогообложении прибыли организаций.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств бюджетов,
выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам
собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным
специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям,
выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое
финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в
соответствии с Федеральным
законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства".
Таким образом, средства из бюджета,
полученные управляющей организацией на долевое финансирование проведения
капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства",
не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Что касается средств собственников
квартир, полученных управляющей компанией на ремонт многоквартирных домов,
управление которыми она производит, сообщаем следующее.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не
учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые
поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических
лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести
отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых
поступлений.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности
относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы,
паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на
формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке
резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые
производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу,
садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному
кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их
членами.
Ввиду того что в
вышеприведенной норме в качестве получателя средств на формирование резерва на
проведение ремонта, капитального ремонта общего
имущества поименован ограниченный перечень организаций, доходы в виде указанных
отчислений, поступившие иным лицам, подлежат включению в состав доходов,
учитываемых при налогообложении прибыли организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.10.2009