Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2009, N 45
Проблемная ситуация: Организация - плательщик НДС
формирует книгу покупок на основе счетов-фактур продавца. Вправе ли
организации, применяющие УСН, отказать организации в предоставлении
счетов-фактур, заменяя их копией уведомления о применении УСН, актами и
товарными накладными? Достаточно ли актов и товарных накладных без
счетов-фактур для заполнения книги покупок и учета в расходах по налогу на
прибыль затрат, связанных с приобретением товаров?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2009 г. N 03-07-09/54
В связи в письмом по вопросам выставления счетов-фактур организацией,
применяющей упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику налога на
добавленную стоимость, ведения этим налогоплательщиком книги покупок и
документального подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно п. 2 ст.
346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на
упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при
ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога,
уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную
стоимость" Кодекса.
Пунктом 3 ст. 169 гл. 21 Кодекса
предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на
добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории
Российской Федерации.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 169
Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе
применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию
товаров (работ, услуг) от своего имени.
В иных случаях организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
Что касается
ведения книги покупок налогоплательщиком налога на добавленную стоимость,
приобретающим товары (работы, услуги) у организации, применяющей упрощенную
систему налогообложения, то регистрация в книге покупок первичных документов по
таким товарам (работам, услугам) Правилами ведения журналов учета полученных и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу
на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.12.2000 N 914, не
предусмотрена.
В отношении налога на прибыль организаций
следует отметить, что согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных
расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса. При этом
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
На основании норм гл. 21 Кодекса
счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету
налога на добавленную стоимость при исчислении сумм этого налога, подлежащих
уплате в бюджет. Поэтому счет-фактура не является обязательным документом,
подтверждающим факт осуществления расходов.
Таким образом, для принятия в целях
налогообложения прибыли сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ,
услуг) наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения
факта осуществления указанных расходов первичными документами (платежными
документами, актами приемки-передачи, товарными накладными, заключенными
договорами и др.) и осуществления данных расходов для целей получения дохода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
03.11.2009