Проблемная ситуация: ФГУП с 27.05.2009 реорганизовано
путем преобразования в ОАО. В состав имущества, не подлежащего приватизации,
включены бомбоубежище, котельная и прилегающие к ней коммуникации, объекты
очистных сооружений и другие объекты. Котельную, коммуникации, объекты очистных
сооружений, насосную, артезианскую скважину планировалось передать в
квартирно-эксплуатационную часть (КЭЧ) района, но до настоящего времени
имущество не передано. Перечисленные выше объекты социального назначения
являются единственными источниками обеспечения жизнедеятельности ОАО и
прилегающего жилого городка, находящегося на балансе КЭЧ. ОАО обеспечивает
рабочее состояние котельной и передает тепло за плату населению.
Как отразить имущество, не подлежащее
приватизации, во вступительном балансе ОАО (на балансовом счете 01 или на забалансовом счете)?
Возникает ли у ОАО обязанность по уплате
налога на имущество на объекты, не подлежащие приватизации, но используемые ОАО
для обеспечения жизнедеятельности самого предприятия и жилого городка?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2009 г. N 03-05-05-01/72
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении
объектов имущества, не подлежащих приватизации, и сообщает, что в соответствии
с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве
финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по
практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке
конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно
обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса
Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций
признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное
во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному
соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
порядке, установленном для ведения
бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.
В силу положений ст. ст. 1 и 8
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
имущество, являющееся собственностью организации, является объектом
бухгалтерского учета этой организации.
На основании ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые
вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения,
право оперативного управления, а также иные права.
Учитывая указанные нормы
законодательства, налогоплательщиками налога на имущество организаций
признаются организации - балансодержатели признаваемого объектом
налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса имущества, находящегося у
юридического лица на праве собственности, праве оперативного управления или
хозяйственного ведения.
Кроме того,
необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. ст. 30 и 31 Федерального
закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" объекты социально-культурного и
коммунально-бытового назначения (в том числе объекты жилищного фонда и объекты
его инфраструктуры), не включенные в подлежащий приватизации имущественный
комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную
собственность в порядке, установленном законодательством. При этом обременениями (ограничениями) приватизируемого
государственного или муниципального имущества может являться обязанность
содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного
комплекса, в том числе объекты гражданской обороны, объекты
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество
мобилизационного назначения.
Поэтому при
формировании учетной политики в части ведения бухгалтерского учета имущества,
не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует
исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной ст. 8
Федерального закона "О бухгалтерском учете в Российской Федерации", а
также Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998
N 60н, из которых следует, что объекты основных
средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса (в
том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и
коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения) и
переданные организации - приватизируемому юридическому лицу на содержание (ответственное
хранение или временное пользование), подлежат учету в бухгалтерском учете
обособленно за балансом, поскольку не являются собственностью данной
организации.
В мотивировочной части принимаемых
арбитражными судами решений имеются аналогичные выводы по данному вопросу
(например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2007 по делу N
А05-12688/2066-13, от 26.02.2004 по делу N А42-939/03-16).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.11.2009