Проблемная ситуация: О порядке учета в целях
исчисления налога на прибыль расходов организации в виде штрафов, пеней и иных
санкций за нарушение договорных обязательств в рамках договоров, заключенных с
публично-правовыми образованиями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/729
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета расходов в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных
обязательств в рамках договоров, заключенных с публично-правовыми
образованиями, и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 265 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в состав
внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией,
включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно
не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам в
соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 Кодекса относятся
расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на
основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или)
иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы
на возмещение причиненного ущерба.
Статьей 124 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками
этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
При этом согласно ст. 125 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими
действиями указанные права и обязанности могут приобретать и осуществлять
органы местного самоуправления.
Учитывая, что
органы государственной власти, действующие от имени Российской Федерации или
субъектов Российской Федерации, участвуют в гражданских отношениях на равных
правах с иными субъектами правоотношений, по мнению Департамента, расходы в
виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения
суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за
нарушение обязательств, предусмотренных договорами, заключенными с органами
государственной власти, могут быть
учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 Кодекса.
Положения п. 2 ст.
270 Кодекса, предусматривающие, что для целей налогообложения прибыли не
учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет
(в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций,
взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской
Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на рассматриваемые
расходы не распространяются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
06.11.2009