Проблемная ситуация: Какие обязательные реквизиты
должен содержать документ, подтверждающий факт покупки организацией,
уплачивающей налог на прибыль, у плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ на
основании Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ? Вправе ли плательщик ЕНВД
продолжать использовать ККТ после вступления в силу данного Федерального
закона? Нужно ли снимать с учета в налоговом органе ККТ? Правомерна ли выдача
плательщиком ЕНВД кассовых чеков в качестве подтверждающих оплату документов
после снятия ККТ с учета? Если организация занимается несколькими видами
деятельности, один из которых переведен на ЕНВД, а другой - нет, то можно ли не
применять ККТ по деятельности, переведенной на ЕНВД? Обязаны ли применять ККТ
организации - плательщики ЕНВД, осуществляющие розничную торговлю алкогольной
продукцией с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в
городах? Если наряду с реализацией указанной алкогольной продукции ведется
розничная торговля другими товарами, то обязательно ли по ним пробивать кассовые
чеки? Возможно ли применение других устройств, аналогичных ККТ, но более
простых в использовании и менее дорогостоящих?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2009 г. N 03-01-15/10-492
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу применения контрольно-кассовой техники
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности и сообщает.
Согласно ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
В соответствии с п.
2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" организации и
индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под
действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской
деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при
условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека,
квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения
вышеназванной нормы в случае осуществления организациями или индивидуальными
предпринимателями помимо деятельности, в отношении которой они являются
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, другой деятельности, в
отношении которой применяется иной режим налогообложения, Федеральный закон от
22.05.2003 N 54-ФЗ не содержит.
Таким образом, расходы при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях приобретения товаров (работ, услуг) должны
подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или
документами, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар
(работу, услугу). Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные п.
2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, могут выдаваться
организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении
ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей
налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
В соответствии со
ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли
либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы
либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве
индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных федеральным
законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию
покупателя (клиента) в случае,
предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или
другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу), влечет административную ответственность.
Выдача документа, в котором отсутствуют
сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ, влечет ответственность, установленную ст. 14.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Правовые основы производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской
Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 5 ст.
16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в
городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта
более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей
стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50
квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и
денег, контрольно-кассовую технику.
Определение порядка лицензирования и
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами
Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа
алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная
продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
Нарушение данных норм при осуществлении
розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об
административных правонарушениях Российской Федерации: нарушение иных правил
розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Постановление
Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое
нарушение влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией
алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц -
от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой.
Также надлежит принимать во внимание, что
согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности,
является:
использование контрольно-кассовой машины,
не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации
установлена ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
использование контрольно-кассовой машины,
не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
использование контрольно-кассовой машины
без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном
режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее
требование установлено ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
использование контрольно-кассовой машины,
у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о
возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине
пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ является обязательным условием допуска
контрольно-кассовой машины к применению).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.11.2009