Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для применения учредителем доверительного управления абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в отношении НДС по услугам
доверительного управляющего, осуществляющего в рамках договора доверительного
управления имуществом операции по приобретению и реализации ценных бумаг, и об
отнесении к расходам по налогу на прибыль вознаграждения, выплаченного
учредителем доверительного управления в пользу доверительного управляющего.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 2009 г. N 03-07-11/289
В связи с письмом по вопросам применения
учредителем доверительного управления абз. 9 п. 4 ст.
170 Налогового кодекса Российской Федерации и налога на прибыль организаций в
отношении услуг доверительного управляющего, осуществляющего в рамках договора
доверительного управления имуществом операции по приобретению и реализации
ценных бумаг, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании абз.
9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
случае если за налоговый период доля совокупных расходов на производство
товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции
по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов
общей величины совокупных расходов на производство, то все суммы налога,
предъявленные налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров
(работ, услуг, имущественных прав) в указанном налоговом периоде,
налогоплательщики вправе предъявлять к вычету в соответствии с порядком,
предусмотренном ст. 172 Кодекса.
Статьей 174.1 Кодекса установлены
особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на
добавленную стоимость при осуществлении операций в соответствии с договором
доверительного управления имуществом.
В соответствии с п. 1 данной статьи
Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора,
налогоплательщиком налога на добавленную стоимость признается доверительный
управляющий.
Как следует из письма, в рамках договора
доверительного управления имуществом учредитель доверительного управления
передает доверительному управляющему денежные средства, а доверительный
управляющий приобретает ценные бумаги и осуществляет операции по их реализации.
Таким образом, операции по реализации
ценных бумаг, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость
на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 Кодекса,
осуществляются налогоплательщиком, которым является доверительный управляющий,
а не учредитель доверительного управления.
Учитывая изложенное,
для применения учредителем доверительного управления абз.
9 п. 4 ст. 170 Кодекса в отношении налога на добавленную стоимость по услугам
доверительного управляющего, осуществляющего в рамках договора доверительного
управления имуществом операции по приобретению и реализации ценных бумаг,
оснований не имеется.
Что касается отнесения в состав расходов
в целях налогообложения прибыли организаций налога на добавленную стоимость по
указанным услугам, то расходы в виде вознаграждения, выплаченного учредителем
доверительного управления в пользу доверительного
управляющего, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии их
соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налога
на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.
На основании п. 19 ст. 270 Кодекса
расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом
налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг,
имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом, не включаются в
расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения прибыли. При этом учет
налога на добавленную стоимость в стоимости приобретаемых товаров (работ,
услуг) для целей налогообложения прибыли производится в случаях,
предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и
не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
09.11.2009